Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
ГЛАВА III ВТОРЖЕНИЕ ДЬЯВОЛА Нападение Ахримана на мир Духа провалилось, и он был отброшен назад во тьму произнесением священной формулы. И три тысячи лет он лежал в оцепенении, неспо-собный двигаться. Демоны напрасно пытались вдохнуть в него силы: "но проклятый Дух Разрушения не был обод-рен... из страха перед Благословенным Человеком", т.е., очевидно, страх Ахримана происходит не только от силы священной формулы, которая пригвождает его на месте, но и от Первочеловека, если он даже не смеет его атаковать, настолько тот был свят. Далее там следует очень странный эпизод, с которого начинается текст, взятый из четвертой главы "Бундахишна", воспроизведенной в этой главе. Демоны ничего не могут сказать или поделать, чтобы привести в чувство своего поверженного предводителя до тех пор, пока на сцене не появляется персонаж, описанный как "Блудница", и похваляется, что она "лишит достоинства Благословенного человека". От этого Ахриман немедленно оживляется и нападает на материальный мир. Достаточно странно, однако, что это последнее, что мы слышим (там) о "демонице Блуда", чье вмешательство, как видно, оказа-лось столь решающим. Второй текст повествует нам о том, как ей удалось осквернить несчастного Гайомарда, "Благо-словенного Человека". Этот текст из "Избранного из Зат-спарама" сообщает нам следующее: "Когда Ахриман вторгся в творенье, он возымел по-томство от демоницы Блуда злой религии, своей сообщни-цы, подобно тому, как мужчина спит в постели с блудной женщиной; ибо, поистине, блудница является демоном; и он назначил демоницу Блуда королевой над ее отпрысками, чтобы она была главой всех блудных демонов, самых тяж-ких врагов Благословенного Человека. И демоница Блуда злой религии соединилась с Благословенным Человеком; ради осквернения женского пола она соединилась с ним, чтобы ей осквернить (всех) женщин; и чтобы женщины, по-скольку они были осквернены, могли бы осквернять мужчин и отвращать их от подобающих им дел". Все это кажется очень не-зороастрийским, так как в I главе мы видели, что продолжение рода — одна из первых обязанностей человека (стр. 6, § 5). Однако, из приведенно-го выше и других отрывков видно, что женщина не пользо-валась очень большим уважением у зороастрийцев — или, по крайней мере, среди представителей одной из их сект, поскольку встречаются тексты, которые превозносят добро-детели хозяйки дома, — и что продолжение мужского рода не от женщин было существенным элементом в поражении Злого Духа. Сам Хормазд делает это достаточно ясным, ко-гда говорит: "Я сотворил тебя, чья соперница — род блудниц, и ты была произведена со ртом, близким к (твоим) ягодицам, и соитие кажется тебе даже слаще наисладчайшей пищи во рту; ибо ты — помощница мне, так как от тебя рождается мужчина, но ты огорчаешь меня, который Хормазд. И если б я нашел другой сосуд, чтоб из него сделать мужчину, я б никогда не произвел тебя, чей противник — род блудниц. Но я искал и в водах, и в земле, и среди растений и среди скотов/животных, и в высочайших горах и в глубоких доли-нах, но я не нашел сосуда, из которого благословенный че-ловек/муж мог быть произведен, кроме женщины, чья со-перница — блудница". Итак, выясняется, что "Блудница" — это, по всей ви-димости, Первая Женщина, как Гайомард — Первый муж-чина. Судя по всему, она была сотворена Хормаздом и пе-реметнулась к Ахриману, став его супругой. Дьявольский поцелуй вызвал менструации, состояние, к которому зороа-стрийцы питают отвращение, как к высшей степени нечис-тоты. Стало быть, Мужчина оскверняется Женщиной, и так оно и будет до последнего Воскрешения, когда оба пола будут призваны принять участие во вселенском блаженст-ве. Т.е. через Женщину идет осквернение Мужчины и всех его потомков, вследствие того, что, будучи создана Хормаз-дом, она избрала роль шлюхи Ахримана. Но победа Ахри-мана в этом отношении лишь частичка, ибо союз мужчины и женщины делает возможным не только продолжение чело-веческого рода, но, кроме того, женщина навсегда подчине-на мужчине. Как всегда, уловки Ахримана ведут, в конечном счете, к его погибели. Далее текст повествует, что Ахриман, оживленный обещанием демоницы Блуда подорвать достоинство Благо-словенного Человека, переходит в наступление на матери-альное творение Хормазда. Он врывается через небесную сферу и разрывает ее, он оскверняет воды, делая их соле-ными, он нападает на землю, выпуская на нее все виды от-вратительных и ползучих тварей, он отравляет растения и насылает болезнь на "единотварного Быка", и тот слабеет и умирает. Вслед за тем он атакует самого Гайомарда, Благо-словенного Человека, вместе с Демоном Смерти и "тыся-чью демонов" (§ 11), с "похотью и желанием, отравой и бо-лью, болезнью и ленью". И до конца установленного ему Времени жизни, т.е. еще тридцать лет от начала вторжения Гайомард длит свои дни в страданиях. Можно предполо-жить, что в эти тридцать лет был заключен его неправедный союз с "демоницей Блуда". | ||
|