Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Бог не осуждает свои созданья на вечные муки за грехи, совер-шенные во времени, сколь бы они ни были ужасны. Они на-казываются и наказываются сурово во временном Аду, ко-торым управляют Ахриман и его демоны; но никакой доб-рый Бог не может назначить вечное наказание своим тво-реньям, сколь бы тяжки ни были их грехи, ибо это противо-речило бы и его доброте и его справедливости. Думать ина-че — значит приписывать Богу качества, свойственные Дьяволу, а для зороастрийца это — грубое богохульство. Иегова Ветхого Завета в своей ярости не совместим с его представлением (о Боге), как и деспотичный Аллах Корана. Зороастрийский Бог истинно смягчает справедливость ми-лосердием, в нем нет "ужасной" стороны, и менее всего он способен на гнев — качество, персонифицированное зороа-стрийцами в виде демона Аэшмы, который, вместе с Азом, является при Ахримане демоном Похоти, самым опасным и самым губительным из всего скопища демонов.
Таким образом, завершающее Воскрешение, Фраша-карт или "Восстановление", это не столько заключительный суд, сколько время, когда все существа будут восстановле-ны и когда все снова будет хорошо. Это — окончательная победа Хормазда над Ахриманом, принципа добра над принципом зла, когда последний теряет силу навечно и на-всегда. Текст, воспроизводимый нами в этой главе, взят из Бундахишна, который мы уже пространно цитировали. Фрашакарт или завершающее Восстановление творения Хормазда и окончательное изгнание Ахримана и его скопи-ща — излюбленная тема авторов пехлевийских книг. Во всех подробностях ее осветили Манушчихар и его брат Зат-спарам, жившие в IX в. по Р.Х. Причем первый из них дает очень детальный и полный ортодоксальный отчет о по-следних днях, тогда как второй развивает версию, в которой заметны следы зерванистской ереси. Помимо этих, есть еще два других полных отчета, один из них — в пехлевий-ском Ривайяте, или "Традициях", а другой — в Бахман Яш-те. Я избрал перевод Бундахишна, во-первых, потому что он относительно более сжат, во-вторых — потому что он менее сложен, чем у Манушчихара, хотя последний претен-дует на больший ортодоксальный авторитет, и в-третьих — потому, что он свободен от массы разнородного мифологи-ческого материала, который перегружает многие другие произведения, делая их поэтому малопригодными в книге для широкой публики. Переводы Манушчихара и Затспара-ма, несомненно, превосходны, как литературные произве-дения, но Бундахишн дает самую суть этой финальной дра-мы битвы добра и зла в более кратком объеме и потому больше подходит, как завершающий аккорд в этих избран-ных страницах из зороастрийских текстов, поскольку имеет-ся в виду познакомить читателя со всем существенным в учении зороастрийцев, с их теорией и практикой, их космо-логией и эсхатологией. Кроме того, адекватная реакция и перевод отчета Затспарама, имеющего высокое достоинст-во, в связи с грандиозной темой ниспровержения зла и вос-крешения всего сущего в вечной жизни, уже приведена в другом месте . Мы уже отмечали, что в тексте из Бундахишна, где описано поведение первой человеческой пары, поедание пищи считается грехом. Подобное очевидно и в настоящем тексте, где постепенное избавление от привычки есть рас-сматривается как ведущее к бессмертию; ибо только так может быть побеждено могущество демоницы Аз, пред-ставляющей Похоть и Обжорство (не договорено: у зерва-нитов. — прим. перев.). Я уже уделил значительное место (демонице) Аз в другом месте, но это относилось к зервани-стской ереси. В ортодоксальном зороастризме, который, по-видимому, с не меньшим правом связывает Аз с "обжорст-вом" скорее, чем с более объемлющей "похотью", она вы-ступает как демон, несущий основные причины смерти, ко-торый, поэтому, является первым препятствием к достиже-нию бессмертия. Зороастризм не отрицает того факта, что жизнь тела может поддерживаться лишь принятием пищи, т.е. погло-щением других жизней и усвоением их в системе организма. Тело, которое должно умереть, характеризуется тем есте-ственным фактом, что оно должно есть, и этот процесс — как раз то, чем Аз живет и длит свое существование. В по-следние дни, однако, когда сила Ахримана и его демонов значительно уменьшится, человек сможет жить практически "ничем", и это в свою очередь лишит Аз ее естественного подкрепления. В конечном счете человек сможет обходить-ся вообще без пищи и питья. "Бундахишн" не следует Зат-спараму, согласно которому Аз, лишенная своего обычного прокормления, продолжает пожирать других демонов и гро-зит съесть самого Ахримана. Эта версия бытовала, по всей видимости, исключительно у зерванитов, так как более ор-тодоксальные переводы ничего не говорят об этом. Во вся-ком случае, в "Бундахишне" Ахриман избавлен от этого са-мого последнего унижения, и Аз ничего не остается, как со-вершенно зачахнуть. | ||
|