Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада

Скачать 94.82 Кбайт
Этическая и религиозная классика Востока и Запада

е. учения зерванитов или магов. Кроме того, известно, что страницы святых писаний открываются не всякому и не всегда, так как драгоценные крупицы сокро-венной сути ускользают от поверхностного взгляда тех, кто не углублен в традицию.
На этом можно закончить возражения и пояснения к ним. Они вызваны необходимостью уточнить терминоло-гию, поскольку как раз то, что стоит в названии книги, "уче-ние магов", осталось вне поля зрения автора, и поскольку употребленный им штамп "зерванитская ересь", широко ко-чующий по страницам популярных изданий по ориентали-стике, портит некоторые страницы книги и требует анализа существа составляющих его терминов.
Несмотря на эти упущения, книга обладает несо-мненным достоинством в раскрытии той темы, которая со-ставляет ее действительное содержание, именно, экзотери-ческого учения, т.е. того, что должен был знать любой зо-роастриец в своей повседневной жизни, потому что зороа-стризм — это учение о повседневной жизни, это, по сути, не просто свод мирских правил, а морально-этическое учение Космоса и учение о свободном выборе человека в каждую секунду его жизни. Так как он рождается здесь, на земле, он должен соответствовать своему предназначению именно здесь, и зороастрийская религия в этом отношении как раз дает возможность каждому человеку совершать свой выбор в любой момент своего времени. В этом действительная польза и ценность этой книги, поскольку она дает такие представления и понятия, несмотря на то, что она придер-живается буквы Закона, не стремясь к углублению и осмыс-лению содержания.
Очень хорошим и светлым моментом этой книги яв-ляется отношение к манихейству, самой страшной и самой серьезной ереси в зороастризме, которая искажает его ос-новные понятия, т.е. учение о добре и зле и свободном вы-боре между светом и тьмой.
Манихейская ересь, зародившаяся в III в. н.э. и до-шедшая под разными именами буквально до наших дней, считает, что добро и зло — это понятия равновеликие, и что в самом человеке не только смешение света и тьмы, но что свет и тьма это равные, равносильные начала Вселенной, и что нет никакой возможности победы над злом, и человеку нужно только делать выбор. Более того, манихеи считают весь мир проявлением зла, что резко противоречит изна-чальному учению зороастризма, которое принимает весь проявленный материальный мир, как проявление света, и считает, что человек должен защищать этот мир от вторже-ния дьявола, вторжения тьмы.
Об этом в книге говорится вполне недвусмысленно, и это является очень сильной ее стороной. Сейчас очень мало исследователей говорят так, достаточно четко разде-ляя понятия, как говорили и носители зороастрийского уче-ния еще в глубокой древности, открещиваясь от этой самой зловредной ереси.
Поэтому данная книга, хотя она и дает несколько смутное представление о самом зороастризме, но как пер-вичное приближение к нему, как понятие о кодексе чести, как учение о свете и тьме и о правилах поведения человека в жизни является очень хорошим начальным руководством по этому древнему учению, хотя, конечно, на глубину и та-инства она претендовать не может, но это ввиду вынужден-ной ограниченности сведений о предмете и незнания авто-ра. Надо, однако, отдать ему должное, что он и не лезет ту-да, в те дебри, которых он просто не знает. Тем не менее, он, безусловно, добросовестный исследователь и делает свои выводы на основе собственных представлений и доб-рожелательного и вдумчивого рассмотрения тех текстов, которые ему попадались. Хвала ему и честь за это! И да-вайте прочитаем эту книгу, по крайней мере, с благоговени-ем перед теми создателями Учения, которые жили в глубо-чайшей древности.

5 ноября 1992 г. Москва
П.П. Глоба


ГЛАВА I
КАТЕХИЗИС

Первым делом приведем небольшой трактат под на-званием "Избранные заветы древних мудрецов", также из-вестный как "Книга заветов Зартушта". Наиболее вероятно, что он был написан после падения империи Сасанидов, ибо пессимистические высказывания § 54, являются прямым отражением упадка зороастрийской церкви, который после-довал за страшным ударом, нанесенным арабским нашест-вием.
Текст кратко суммирует все зороастрийское учение; это те сведения, которыми должен обладать каждый маль-чик или девочка, прежде чем они наденут священный пояс (ритуал, проводимый в возрасте 15 лет и сравнимый с хри-стианским обрядом конфирмации). По сути, это зороастрий-ский катехизис.
Все религии начинают с человека и его отношения к миру. Поэтому первые задаваемые катехизисом вопросы звучат так: "Кто я есмь? Кому я принадлежу? Откуда я при-шел?" и "Куда я вернусь?" Ответы, данные в остальной час-ти текста, определяют отношение человека к этому миру и к следующему, к Богу (Хормазду) и Дьяволу (Ахриману).
Человек по своей природе — духовная сущность, и его душа, которую зороастрийцы называют Фрасаши (Фра-вахр), предсуществует его телу. Однако, и душа и тело — творения Хормазда, и душа не является вечно предсущей, как во многих восточных религиях.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47