Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Скачать 94.82 Кбайт Этическая и религиозная классика Востока и Запада
Зороастрийская Религия делает со-вершенно ясным, что Бог — это друг Человека и никогда, ни при каких обстоятельствах, чтобы там ни случилось, он не может причинить ему страдания. Все зло и все страдания происходят от Ахримана. Таким образом, для зороастрийца признать, что Бог хотя бы только допускает зло, равносиль-но тому, что приписать ему качества, абсолютно противо-положные его природе, такие, которые соответствуют как раз Ахриману. Это равносильно превращению Бога в како-го-то демона, что оборачивается наказанием, поскольку в этом случае Ахриману уступают нечто от тех качеств, кото-рые монотеисты обычно приписывают Богу, обеспечивая тем самым подлинный триумф Ахримана, так как, помимо того, что он Разрушитель, он еще и Обманщик, и его обман принимает форму усилия убедить людей, что зло происхо-дит от Бога. Однако, его победа над отдельными душами краткосрочна, потому что в конце все человеческие души, воссоединившись со своими телами, возвратятся к Хормаз-ду, который является их создателем и отцом.
В этой главе мы рассмотрим лишь судьбу индивиду-альной души по смерти тела. Дадим слово самому "Меног-и-Кхрату". "МЕНОГ-И-КХРАТ" (ред. Анклесария, I, 71—124) "(71) Не вкладывай свою веру в жизнь, ибо в конце концов смерть заберет тебя; (72) и собака и птица разорвут твой труп, а твои кости падут в землю. (73) Ибо три дня и три ночи душа сидит у изголовья тела. (74) А на четвертый день на рассвете душа, сопровождаемая благословенным Срошем, добрым Вайю и могучим Вахрамом, и противясь Астовидату (демону смерти), злому Вайю, демону Фрезишту и демону Визишту и гонимая активной злой волей Ярости, злодея с окровавленным копьем, достигает высочайшего и ужасного Моста Воздаятеля, к которому должен придти ка-ждый, чья душа спасена, и каждый, чья душа проклята. Здесь ее поджидает много врагов. (75) Здесь душа страдает от злой воли Ярости, владеющей окровавленным копьем, и от Астовидата, который поглощает все сотворенное и не знает насыщения, (76) и здесь она получает поддержку от посредничества Михра, Сроша и Рашну, и вынуждена под-чиниться взвешиванию своих дел справедливым Рашном на весах духов, и он не допускает никаких отклонений этих ве-сов ни в какую сторону, ни для спасенных, ни для прокля-тых, ни для королей, ни для принцев; (77) ни даже на шири-ну волоса не позволяет он склонить чаши весов из почтения к личности, (78) ибо он отправляет беспристрастный суд и для королей, и для принцев, и для смиреннейшего из лю-дей. (79) И когда душа спасенного проходит через этот мост, то ширина его становится в один парасанг. (80) И ду-ша спасенного благополучно переходит его, сопровождае-мая благословенным Срошем. (81) И его собственные доб-рые дела выходят встречать его в форме юной девы, более прекрасной и светлой, чем все девушки на свете. (82) И ду-ша праведника вопрошает: "Кто ты, ибо никогда на свете не видел я девушки светлее и прекраснее тебя". (83) И форма юной девы говорит в ответ: "Я — вовсе не девушка, но твои добрые дела, о юноша, чьи мысли и слова, дела и религия были добрыми; (84) ибо, когда на земле ты видел кого-то, кто приносил жертву демонам, ты садился (поодаль) и при-носил жертву богам. (85) А когда ты видел человека, тво-рящего грабеж и насилие, который приносил горе добрым людям, оскорблял их и накапливал неправедно добытое добро, то ты отказывался принимать у себя такого человека грабежа и насилия; (86) и напротив, ты внимательно забо-тился о добрых людях, угощал их и оказывал им гостепри-имство, и давал милостыню и тому, кто (пришел) из ближ-них мест, и тому, кто издалека; (87) и ты собирал свое бо-гатство в праведности. (88) А когда ты видел человека, ко-торый совершал неправый суд и брал взятки или лжесвиде-тельствовал, ты садился и произносил свидетельство пра-вильное и истинное. (89) Я — твои добрые мысли, добрые слова и добрые дела, те, что ты думаешь, говоришь и де-лаешь. (90) Ибо, хотя я и была уважаема, ты сумел взра-стить уважение ко мне, и хотя у меня и было доброе имя, ты прославил его еще более, и хотя я и была наделена досто-инством (kharromand), ты еще увеличил его". (91) И когда душа покидает это место, до нее доно-сится душистый ветерок, более приятный, чем все ароматы. (92) И тогда душа спасенного спрашивает Сроша, говоря: "Что это за ветерок, что никогда на свете я не вдыхала по-добного благоухания?" (93) И благословенный Срош отве-чает душе праведного, говоря: "Это ветер, веющий с Небес, потому он столь благоуханен". (94) Вслед за тем, с первым шагом он достигает неба добрых мыслей, со вторым шагом — неба добрых слов и с третьим шагом — неба добрых дел, с четвертым шагом он достигает Бесконечного света, где царит всеблаженство. (95) И все боги и Амешаспенты приходят приветствовать его и расспросить, как он себя чувствует, говоря: "Как прошло твое путешествие из того временного, ужасного мира, где столько зла, в этот мир, ко-торый не проходит и в котором нет врага, о юноша добрых мыслей, добрых слов и дел и доброй религии?" (96) И тогда Хормазд, Господь, говорит, говоря: "Не спрашивайте его о его самочувствии, ибо он расстался со своим любимым телом и прошел по опасной дороге". | ||
|