Библиотека >> Падение

Скачать 76.22 Кбайт
Падение

Но для них
это неважно, они осуждают, они никому не отпускают грехов. "Во
имя господа получай пощечину. На тебе!" Во имя господа? Он не
требовал такого рвения, друг мой. Он хотел, чтобы его любили, и
только. Конечно, есть люди, которые его любят, даже среди
христиан. Но сколько их? По пальцам можно перечесть. Он,
впрочем, предвидел это - у него было чувство юмора. Апостол
Петр, как известно, струсил и отрекся от него: "Я не знаю этого
человека... Не знаю, что ты хочешь сказать и т. д." Ужасно
испугался! А учитель так остроумно ему сказал: "На сем камне
воздвигну я церковь свою". Какая ирония! Дальше уж некуда! Вы не
находите? И что же, они опять восторжествовали: "Вы же видите,
он сам так сказал!" Он действительно так сказал, с полным
пониманием дела. А потом ушел навеки, предоставив им судить и
выносить приговоры. На устах - прощение, а в сердце - суровый
приговор.
И ведь нельзя сказать, будто в мире уже нет сострадания, где
там, великие боги! Мы без конца о нем говорим. Просто теперь
больше никого не оправдывают. Невиновность умерла, а судьи так и
кишат, судьи всех пород - из воинства Христа и из воинства
Антихриста; впрочем, это одно племя, они помирились друг с
другом, придумав каменный мешок. Нельзя все валить только на
христиан. Другие тоже не стоят в сторонке. Знаете, во что
[322]
превратили в этом городе дом, где некогда жил Декарт? В
сумасшедший дом! Да-да, повсюду теперь бред безумия и
преследования. Разумеется, и мы волей-неволей в этом участвуем.
Вы уже могли заметить, что я ничего не щажу. Да, мне думается, и
вы не меньше моего порицаете миропорядок. Ну, а раз мы все стали
судьями, все мы друг перед другом виноваты, все мы подобны
Христу, на свой грешный лад, всех нас одного за другим распинают
на кресте, а сами палачи того и не ведают. Так было бы и со
мной, Кламансом, если бы я не нашел выхода, единственного
разрешения задачи - словом, не открыл бы истину...
Нет, не бойтесь, дорогой друг, не бойтесь. На сем я
останавливаюсь. Да мы сейчас и простимся - вот мой дом. В
одиночестве, в час усталости охотно считаешь себя пророком - что
поделаешь! В конце концов я и стал пророком, укрывшимся в
пустыне, созданной из камня, туманов и стоячих вод, но речи мои
- пустословие, ибо наше время - царство пошлости, и назвать меня
можно Илией, непосланным мессией, взвинченным от лихорадки и
джина, пророком, который прислонился к вот этой липкой двери и,
воздев палец к низкому небу, проклинает беззаконников, кои не
могут переносить суждения о них. Да-да, они не могут, дорогой
мой, переносить никакого суда над ними - в этом все и дело. Кто
соблюдает закон, не боится суда, ибо признан будет верным
велениям закона. Но величайшая мука для человека - подвергнуться
суду беззаконников. А ведь нам и приходится ее терпеть. Не зная
по природе своей никакого удержу, разъяренные судьи наугад
хватают, хватают жертвы беззакония своего. Что же нам остается
делать? Опередить преследователей, не правда ли? Вот и идет
великая суматоха. Множится число пророков и целителей, они
спешат принести нам благие законы или непогрешимый общественный
строй, пока земля еще не обезлюдела. Счастье ваше, что я пришел
к вам. Ибо я - начало и конец, я возвещаю закон. Словом, я -
судья на покаянии.
Да-да. А завтра я скажу вам, в чем состоят эти прекрасные
обязанности. Послезавтра вы уезжаете, так надо поторопиться.
Приходите ко мне, пожалуйста. Звонить надо три раза. Вы
возвращаетесь в Париж? Париж далеко, Париж прекрасен, я не
позабыл его. Помню его сумерки в такое же вот осеннее время. На
крыши, сизые от дыма, спускается вечер, сухой, хрустящий, город
глухо гудит, а река словно течет в обратную сторону. Я бродил
тогда по улицам. Такие, как я, бродят там и теперь, я это знаю.
Они бродят, а делают вид, будто спешат к усталой жене, в свой
суровый дом... Ах, друг мой, знаете ли вы, каково одинокому
человеку бродить по улицам в больших городах?..
Мне ужасно неловко, что я принимаю вас, лежа в постели. Нет-
нет, ничего серьезного, немножко лихорадит: я лечусь джином.
Знакомое дело эти приступы. Малярия. Я подхватил ее, вероятно, в
те времена, когда был папой Римским. Нет, это только наполовину
шутка. Я знаю, что вы думаете: "Трудно
[323]
отличить правду от выдумки в его рассказах". Сознаюсь, трудно. Я
и сам... Видите ли, один из близких моих знакомых делил людей на
три разряда: одни предпочитают лучше уж ничего не скрывать,
только бы не лгать, другие предпочитают солгать, но никогда не
откажутся от того, что следует скрыть, а третьи готовы и
приврать, и кое-что держать в тайне. Предоставляю вам самому
выбрать, к какому разряду правильнее всего меня отнести.
Да разве все это важно? Ложь изреченная в конечном счете
приводит к правде. Разве мои рассказы, правдивые или выдуманные,
не имеют одной и той же цели, одного и того же смысла? Так не
все ли равно, правдивы они или выдуманы, если в обоих случаях
они рисуют, кем я был и кем стал теперь.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37