Библиотека >> История русской философии.
Скачать 266.38 Кбайт История русской философии.
33 Сакулин. Ibid., стр. 462-469. 34 Сюда примыкает весьма любопытное учение Одоевского о сновидениях, в чем он так созвучен немецким романтикам. Обзор учений последних см. у Beguin, "L'ame romantique et le reve" (1939). 35 В светской литературе особенно много посвящал этой теме внимания Сперанский. См. о нем предыдущую главу. 36 Сакулин. Ibid., стр. 573-4. 37 "Русские ночи", стр. 43. Прим. 38 Ср. учение Th. Gomperz'a о "тотальной импрессии". 39 В русской литературе эти идеи защищал впоследствии Влад. Соловьев (в статьях об эстетике). 40 Во всем этом Одоевский глубже других примыкает к гениальной концепции Шиллера. Ср. в следующей главе учение Гоголя о примате эстетического начала в человеке. 41 Сакулин. Ibid., стр. 573-4. 42 Русский Фауст очень далек от своего немецкого тезки, лишь страстное искание истины оправдывает одинаковость их имени. 43 "Русские ночи", стр. 341. 44 Ibid., стр. 344. 45 Ibid., стр. 346. 46 Последние цитаты взяты из эпилога к "Русским ночам". 47 Б. Козмин (в предисловии к "Дневнику В. Ф. Одоевского", напечатанному в "Литературном наследстве", № 22-24, Москва, 1935. Стр. 81-83). 48 Часть дневника, напечатанная в "Литерат. наслед.", охватывает годы 1859-1869. 49 О "народничестве", как ярком элементе русской гуманистической идеологии, см. в главе, посвященной Герцену (гл. V). 50 "Русские ночи", стр. 354-364. 51 Отсылаем читателя к прекрасной биографии Одоевского, написанной Кубасовым ("Русск. библиограф. словарь"), где эта сторона в личности Одоевского выражена очень полно. 52 Мы считаем центральным для этого периода именно антропологию, а не мистический идеализм, как на этом настаивает Сакулин. Впрочем Сакулин говорит об "антропоцентризме" Одоевского. (Op. cit., стр. 469). 53 К сожалению, доныне многое из творчества этого периода остается неопубликованным, а исследование Сакулина не идет дальше второго периода. 54 Основным источником надо считать - "Собрание сочинений П. Я. Чаадаева", вышедшее в 1913 г. под редакцией Гершензона, а также выпуск 22-24 "Литературного наследства", (Москва, 1935). См. также сборники "Звенья", где в № 3-4, опубликована статья Чаадаева "L'univers", а в № 5, три письма Чаадаева (в том числе письмо к Шеллингу с критикой Гегеля). Лучшая работа о Чаадаеве принадлежит Гершензону: "П. Я. Чаадаев, жизнь и мышление", Петербург, 1908. Подробно изучена жизнь Чаадаева в работе Ch. Quenet, "Tchaadaeff et ses lettres philosophiques", Paris, 1931. Английская работа Moskoff о Чаадаеве (New York) не дает ничего ценного. Работа Winkler'a о Чаадаеве (Berlоn, 1927) осталась мне недоступной. См. также Иванов-Разумник, "История русской общественной мысли", Т. 1, гл. VII; Пыпин, "Характеристика литературных мнений", изд. 2-ое (1890), гл. IV; Н. Н. Пузанов, "П. Я. Чаадаев"; "Труды Киевской Духовной Академии", 1906 г.: Козмин, Н. И. Надеждин (1912), стр. 533-552; Герцен, "Былое и думы", т. II; Koyré, "P. Tshaadaeff and the Slavophiles", Slavonic Review, 1927 (III); Massaryk, "Zur rus. Geschichts und Religionsphilosophie" (B. I); Сакулин, "Русская литература и социализм", 1922 (гл. II); В. Соловьев, "Чаадаев и его "Философические письма"", "Под знаменем марксизма", 1938, № 1. См. также Гершензон, "Жизнь В. С. Печерина", Москва, 1910; Чижевский, "Гегель в России", Париж, 1939; Милюков, "Главные течения русской исторической мысли", стр. 374-396. 55 Пушкин написал несколько превосходных и замечательных по содержанию стихотворений, обращенных к Чаадаеву. 56 Гершензон в своей прекрасной книге "Декабрист Кривцов" дал очень яркое описание этой эпохи и раннего созревания молодежи в эти годы. 57 См. об этом больше всего у Пыпина, "Общественное движение при Александре I". 58 См. упомянутую выше (прим. 5), статью Павлова-Сильванского. 59 Гершензон, "Чаадаев. Жизнь и мышление", III. 60 См. об этом книгу Viatte "Le catholicisme chez les romantiques", 1922. 61 Сочинения Чаадаева. Т. I, стр. 188. 62 По словам кн. Гагарина (первого издателя сочинений Чаадаева), Шеллинг сам отзывался о Чаадаеве, как о un des plus remarquables qu'il eut rencontrés. О влиянии Шеллинга на Чаадаева см. Quenet. Op. cit. P. 165-172. 63 Сам Чаадаев так пишет об этом в письме Шеллингу (1832 г.): "изучение ваших произведений открыло мне новый мир... оно было для меня источником плодотворных и чарующих размышлений, - но да будет позволено мне сказать и то, что, хотя и следуя за вами по вашим возвышенным путям, мне часто доводилось приходить в конце концов, не туда, куда приходили вы". Цитируем везде французский текст письма. (Сочин., т. I, стр. 167). 64-65 Гершензон. Op. cit., стр. 104. 66 Флоровский, "Пути русского богословия", стр. 247. 67 Сочинения. Т. I, стр. 236. 68 Ibid., т. I, стр. 218. 69 Письмо 1835 г. (т. е., до опубликования "Филосов. письма"). Соч. Т. I, стр. 189. 70 Рr. Gagarine, "Les tendances catholiques dans la sociéte russe". P. 27. 71 То же письмо Тургеневу (1835 г.). Соч. Т. I, стр. 189. 72-73 Впрочем, один раз это прорвалось наружу - см. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
| ||
|