Библиотека >> История русской философии.

Скачать 266.38 Кбайт
История русской философии.

37).

24 В. Полонский: "Бакунин", стр. 87.

25 См. об этом в "Исповеди" ("Материалы", стр. 105).

26 Чижевский, Op. cit., стр. 86.

27 Полонский справедливо признает этот период в мистике Бакунина христианским (Op. cit., стр. 33), но это внецерковное христианство.

28 Корнилов, Op. cit., стр. 230.

29 Собр. соч., т. III, стр. 49. Предыдущие цитаты взяты из работы Корнилова.

30 В этом согласны и Корнилов и Полонский.

31 В письме к Ruge, (Соч., т. III, стр. 213), Бакунин писал: (в 1843г.): "Вы посвящены в тайну вечной силы, порождающей из недр своих новую эпоху". Сам Бакунин постоянно движется этим чувством "тайны вечной силы", что и определяет основной нерв в теургической установке духа.

32 Соч., т. III, стр. 72.

33 Ibid., стр. 63.

34 Подробнее см. у Чижевского, Op. cit., стр. 96-98.

35 У него же, стр. 98-101.

36 Собр. соч., т. III, стр. 90. Здесь уже наличествует мотив "самоотрицания", который явится основным в следующем периоде творчества Бакунина.

37 Ibid., стр. 81.

38 Ibid., стр. 112.

39 Ibid., стр. 148.

40 "Исповедь" ("Материалы"), стр. 175.

41 Ibid., стр. 138.

42 Ibid., стр. 132.

43 Чижевский (Op. cit., стр. 112), считает, что "антифилософский нигилизм позднейшей фазы Бакунина не имеет отношения к истории философии", но в русском революционизме была и есть своя диалектика, которая не раз врывалась буйной силой в развитие русской мысли.

44 Ibid., стр. 101.

45 Соч., т. III, стр. 227.

46 Ibid., стр. 187.

47 Ibid., стр. 120.

48 Драгоманов, Op. cit., стр. 48.

49 У Герцена (в "Былом и думах"), есть любопытный рассказ (со слов К. Фохта), как однажды вечером, устав слушать бесконечные толки о феноменологии он оставил Бакунина с Прудоном, а на другое утро, когда он зашел к Бакунину, он нашел Прудона и Бакунина у потухшего камина: они заканчивали беседу о Гегеле...

50 Но, конечно, не "завершением", как думает Чижевский (Op. cit., стр. 108).

51 "Демократия знаменует полный переворот всего мирового уклада и предвозвещает небывалую еще в истории новую жизнь... демократия есть религия". (См. соч., т. III, стр. 129).

52 Ibid., стр. 137.

53 "Коммунизм не действительное, живое объединение свободных людей, а невыносимое принуждение, насилием сплоченное стадо животных" - Ibid., стр. 223.

54 Ibid., стр. 230.

55 Тургенев писал Герцену в 1869 г.: "еще в 1862 г., когда я его видел в последний раз, он верил в личного Бога... и осуждал тебя за неверие" (Драгоманов: Op. cit., стр. 95). Но уже в 1864 г. в программе "Союз социальной демократии" Бакунин в основу программы поставил атеизм.

56 Massaryk, Op. cit., т. II, стр. 15.

57 См. в издании сочинений Бакунина, Москва, 1911, т. III.

58 Статья "Антителеологизм", стр. 176.

59 Massaryk, Op. cit., т. II, стр. 19-22.

60 Massaryk, Ibid., стр. 25.

61 Сам Бакунин высмеивал позже эпоху, когда "думали, что вечно искомый абсолют найден и что его можно покупать оптом и в розницу в Берлине", но он то сам только "абсолютом" и интересовался до конца дней.

62 Из прокламации к молодежи (Издание речей Бакунина у Балашева, стр. 235).

63 См. превосходные исторические анализы этого в книге П. И. Новгородцева "Об общественном идеале" (3-е изд., 1921). См. также главу, посвященную Бакунину, в книге Massaryk. (В. II).

64 Чижевский, Op. cit., стр. 113.

*2 Служанка (лат.).

65 См. о нем Пыпин, "В. Г. Белинский, Жизнь и переписка", т. I-II. "Письма В. Г. Белинского под редакцией Ляцкого" (т. I-III). Статья Лернера в "Рус. Биогр. Слов."; И. И. Иванов, "История русской критики"; Анненков, "Замечательное десятилетие. Воспоминания и критические очерки" (ч. III); Иванов-Разумник, "История русской общественной мысли, т. I; Милюков, "Из истории русской интеллигенции"; Ветринский, "В сороковых годах" (1922). См. также материалы о Белинском в "Воспоминаниях" И. И. Панаева, А.Я. Панаевой, И.С. Тургенева, К.Д. Кавелина (соч., т. III), Достоевского (в т. I "Дневника писателя"). Глава о Белинском в книге Чижевского "Гегель в России" была уже упомянута. См. еще Setchkareff, "Schellings Einfluss..." (стр. 85-92); Иванова-Разумника несколько этюдов. (Собр. сочин., т. V); П. Н. Сакулин, "Русская литература и социализм" (в гл. III). См. также П. Котляревский, "Старинные портреты", где есть большая статья о Белинском. Сочинения В. Г. Белинского лучше всего изданы С. А. Венгеровым, снабдившим их весьма подробными комментариями. Было много других изданий, из них наиболее полное Павленкова (в 4 том.), а также издание в 3 томах под редакцией Иванова-Разумника.

66 Любопытно, что напр., кн. Одоевский признавал, что Белинский "был человек огромного философского ума". См. у Setchkareff, стр. 86-7.

67 О большом впечатлении, которое произвела эта статья, см. в "Воспоминаниях" И. И. Панаева.

68 Наиболее отчетливую характеристику различных периодов в развитии миросозерцания у Белинского мы находим у Иванова-Разумника (в предисловии к редактированному им изданию сочинений Белинского) и в различных этюдах, посвященных Белинскому.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134