Библиотека >> История русской философии.
Скачать 266.38 Кбайт История русской философии.
Главная ценность работы - в подробном
изложении и внимательном отношении и анализе излагаемых им произведений.
17. П. МИЛЮКОВ. "Главные течения русской исторической мысли". 3-е изд., 1913. Книга Милюкова касается лишь вопросов философии истории у русских авторов; наиболее важен этюд, посвященный Чаадаеву. Многочисленные труды Милюкова по русской истории (особенно его известные "Очерки по истории русской культуры", особенно часть II и часть III) постоянно касаются тем, которые соприкасаются с философией. 18. M. ФИЛИППОВ. "Судьбы русской философии". Части 1-ая и 2-ая, 1894. Книга эта осталась мне, к сожалению, недоступной; автор излагает только начало философии в России. 19. О. Lourié. "La Philosophie russe contemporaine" (Paris, 1892). Малоценный труд, посвященный нескольким русским философам (В. Соловьев, Л. Толстой и др.) конца XIX-го века. 20. И. И. ИВАНОВ. "История русской критики", т. I-III, 1898. В большой своей книге Иванов постоянно касается различных течений в русской философии в XVIII-ом и XIX-ом веках. 21. В. ТУКАЛЕВСКИЙ."Из истории философских направлений в русском обществе XVIII-гo века", "Журн. Мин. Нар. Просв.", 1911. Очень интересный и богато документированный этюд. Перу Тукалевского принадлежит также ценный этюд в большом сборнике "Масонство в его прошлом и настоящем". М., 1914. 22. J. Gourvitch написал очерк "Russische Geschichtsphilo-sophie" в журнале "Preus. Jahrbuch" за 1920 г. Работа осталась мне недоступной. Упомянем, наконец, о некоторых трудах по истории русской науки, имеющих отношение к истории русской философии. 23. КОРКУНОВ. "История философии права". Шестое издание, Петербург, 1916. В книге есть особая часть, посвященная развитию философии права в России.<<5>> 24. ЯЩЕНКО написал этюд "Русская библиография по истории древней философии", 1915. 25. А. БРОНЗОВ выпустил книгу "Нравственное богословие в России в течение XIX-го века" (раньше печаталась в журнале "Христианское чтение"). 26. Е. АНИЧКОВ в книге "Очерк развития эстетических учений" дал специальный обзор истории русской эстетики. (См. "Вопросы теории и психологии творчества". Вып. VI, 1915.). 27. БУЛИЧ написал "Историю языкознания в России". 28. ТАРАСЕВИЧ написал "Историю научного движения в России в первой половине XIX-го века" ("История России", изд. Граната, т. VI). На этом мы кончаем наш обзор общей библиографии по истории русской философии.<<6>>
1 Особенно резко эту точку зрения проводит Б. Яковенко, написавший большую книгу по истории русской философии. 2 Яковенко, "Очерки русской философии" (1922), стр. 5. *1 Томизм - философия Фомы Аквинского (Томаса Аквината, Thomas Aquinas, doctor universalis), занимавшая с 13 в. господствующее положение в схоластике. Суть ее - слияние христианского мировоззрения с философией Аристотеля. Ссылки на Бога в физических вопросах Фома Аквинский считал asylum ignorantiæ [прибежищем невежества], признавал троякого рода универсалии: ante rem [до вещей] (мысли Бога), in re [в вещах] (общая сущность вещей), post rem [после вещей] (понятия, созданные умом человека); законы разделяются на две группы: божественные (leges æternæ, divinæ) и человеческие; материя - начало, способное воспринимать формы; материальные формы делятся на группы: Бог, ангелы, души и неотделимые от материи формы чувственного восприятия; Бог - безусловно чистая форма, бытие Бога может быть доказано a posteriori [из явлений]: во-первых, движение предполагает первичный двигатель, во-вторых, цепь причин и следствий не может идти в бесконечность, в-третьих, случайное предполагает необходимое, в четвертых, все предметы различаются качественно и по совершенству, что предполагает высшую степень того и другого, в-пятых, целесообразность подразумевает Бога как источник ее; всё конечное сотворено из ничего, причем Бог выбрал лучший из возможных миров; кроме четырех кардинальных добродетелей древних есть еще три теологические добродетели: вера, надежда и любовь. 3 Мы даем в настоящей главе общую библиографию по русской философии. Специальная библиография (по отдельным мыслителям) будет дана в каждой главе отдельно. 4 Т. I книги Иванова-Разумника мне не удалось найти в Париже при напечатании этой работы; оценка дана на основании заметок моих о книгах Иванова-Разумника, составленных раньше. *2 Эдмунд Гýссерль (1859-1938) - немецкий философ, основатель феноменологии, стремился сделать из философии "точную науку". 5 Книга Коркунова, как и все почти далее поминаемые, осталась мне недоступной. 6 Наш обзор не претендует на полноту, - быть может, в Сов. России появились какие-либо новые исследования по истории русской философии. Новое, что было доступно нам, нами помянуто.
ЧАСТЬ I | ||
|