Библиотека >> История русской философии.
Скачать 266.38 Кбайт История русской философии.
Сергием Радонежским.
Надо, впрочем, сказать, что от Сергия Радонежского есть линия и к Иосифу
Волоцкому (через св. Пафнутия), но, конечно, в воззрениях заволожских старцев"
нашло свое выражение самое главное в воззрениях преп. Сергия.<<35>>
Задача Церкви в отношении к государству мыслилась в смысле молитвенной заботы о
государстве, но по церковному сознанию никак не должно слишком сближать
эти два вида бытия, не должно забывать о мистической природе Церкви. Здесь
решительно преодолевается тот соблазн, который все время нависал над основным
теократическим умонастроением, живущим в Церкви. Конечно, направление и преп.
Сергия, и Нила Сорского совершенно противоположно учению патр. Никона о том, что
Церковь должна в плане истории господствовать над государством. Церковь
выше государства, но не в плане истории, а в плане мистическом. Это не
было "отрешенным" пониманием христианства, при котором выпадает из религиозного
сознания тема истории. Часто говорят об этом направлении,<<36>> что
"преимущественное внимание на духовно-созерцательной жизни было связано с
некоторым забвением о мире", но это - односторонняя и потому неверная
характеристика этого духовного течения, которое вовсе не отрывало монашеского от
внемонашеского жития. Суть этого течения - в блюдении чистоты мистической жизни,
не из презрения к миру, а во имя различия Церкви и мира: Церкви предстоит
еще преображение мира, но в отношении к непреображенному миру необходимо монахам
воздержание от суеты мира. Недаром это направление носит название
"нестяжателей". Нил Сорский уже стоял перед опасностью обмирщения Церкви
- и потому решительно высказывался за то, что монастырям не следует иметь
имуществ, заниматься сельским хозяйством и т. п. Все направление, идущее от Нила
Сорского (точнее, даже преп. Сергия) через Паисия Величковского (см. следующую
главу) к Оптиной пустыни, свободно от той церковно-государственной идеологии,
которую мы характеризовали выше. Это два разных духовных стиля, два
разных понимания теократического принципа христианства (хотя они оба сходятся в
отвержении того понимания теократии, которое развилось в католичестве).
9. Любопытно отметить, в связи с течением Нила Сорского, первые ростки так называемого "естественного права", которое стало особенно развиваться в России во второй половине XVIII века и перешло потом в XIX век. Виппер<<37>> считает, что идея "естественных прав", которая часто встречается в XVI веке у русских публицистов и церковных деятелей того времени, "взята из римской юридической сокровищницы". Возможно, что Виппер прав, однако, с не меньшим основанием, можно возводить первые ростки идей "естественных" (каждому человеку с рождения присущих) прав к христианскому мировоззрению. Во всяком случае, в русской литературе XVI века настойчиво проводится мысль о свободе, дарованной Богом всем людям. Князь Курбский, талантливый публицист XVI века, в своей полемике с Иоанном IV обвиняет его между прочим в том, что он "затворил русскую землю, сиречь свободное естество человеческое, аки в адовой твердыне". Близкие мысли находим мы и у одного из первых русских "вольнодумцев", Матвея Башкина (XVI в.), который с чрезвычайной силой восстает против рабства (писано еще до закрепления крестьян). Башкин всецело ссылается на заветы Евангелия: "Христос всех братией называет, а у нас кабалы" (т. е. держим рабов). Публицист того времени, Пересветов,<<38>> защищающий политический деспотизм в интересах социальной правды, пишет: "Бог человека сотворил самовластным и самому себе повелел быть владыкой, а не рабом". Отметим, впрочем, что Пересветов немало лет провел в иностранных государствах (Польша, Венгрия, Чехия), где мог усваивать чужие идеи, но его оригинальная политическая идеология соединяется с очень острой защитой народных прав. 10. Нам остается коснуться последнего крупного явления в русском церковном сознании до эпохи Петра Великого, а именно: раскола, - конечно, в той его стороне, которая связана с дифференциацией в идеологических течениях. Что раскол принадлежит именно к идеологическим исканиям в церковном сознании, - в этом не может быть теперь никакого сомнения. Хотя большинство историков склонны все же сущность раскола видеть в разногласиях по поводу обрядовой стороны и по поводу исправления церковных книг, но даже и при такой характеристике раскола историки согласны в том, что в нем проявилось активное отношение народа к своей вере. Но, конечно, раскол был гораздо более глубоким явлением, чем это обычно принято думать. А. В. Карташов, давший лучшую и наиболее глубоко охватывающую характеристику раскола,<<39>> замечает, что в старообрядчестве "разрядилось то напряжение русского духа, которое сделалось осью его самосознания и сводилось к идее третьего Рима, т. е. к мировой миссии охранения чистоты истины Православия". Эта "охранительная" миссия вовсе не была ретроградной и даже не была выражением умственной темноты или невежества. Вожди старообрядчества и его дальнейшие деятели принадлежали к людям тонкого ума. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
| ||
|