Библиотека >> История русской философии.
Скачать 266.38 Кбайт История русской философии.
Однако, было бы крупной ошибкой думать, что до этого времени русские люди
обходились без философии, не жили философскими запросами. В действительности мы
находим разнообразные, хотя и отрывочные следы этого пробуждения философских
интересов, - но только они все укладывались в рамки религиозного
мировоззрения и потому не выводили работу ума на путь независимой и
самостоятельной философской мысли. "Секуляризация" философии, отделение ее от
религиозного сознания произошло в России значительно позднее, чем в Западной
Европе, - а главное, совсем по иному. В известном смысле эта секуляризация
происходила уже в недрах самого церковного сознания, а также и вне его, - но во
всяком случае не в противопоставлении себя ему, не в борьбе с Церковью
(как было на Западе). - Многочисленные "сборники", в таком обилии
распространявшиеся в древней России, постоянно заключали в себе отрывки из
философских построений Отцов Церкви, а также и античных философов. Как ни
отрывочны были эти материалы, они все же не скользили по поверхности, - об этом
красноречиво свидетельствует обилие сохранившихся списков тех сборников, в
которых особенно выдвигались философские вопросы.<<1>> Христианство
пришло в Россию не только как религия, но и как мировоззрение, во всем объеме
его содержания, охватывающего самые различные темы. Надо при этом отметить и то
обстоятельство, что из Византии и из славянских земель к нам проникало много и
внехристианского или апокрифического материала. Апокрифы и легенды - род
христианской мифологии - имели рядом с собой разные "оккультные знания" -
особенно усиленно распространялись при этом сведения по астрологии (как и в
Западной Европе, в те же века).<<2>> Но хотя христианское
мировоззрение и проникало достаточно глубоко в русские души, все же историки не
раз с недоумением останавливались перед тем фактом, что, несмотря на бесспорное
религиозное одушевление на Руси, эта религиозная энергия, породившая
бесчисленные монастыри, давшая огромное количество святых и праведников, как-то
не пробуждала к творчеству религиозный логос, не развивала богословской
мысли. "В истории русской мысли, - замечает один исследователь,<<3>>
- есть много загадочного и непонятного. И прежде всего, что означает это
вековое, слишком долгое и затяжное русское молчание? Как объяснить это позднее и
запоздалое пробуждение русской мысли?" Известно, как остро судил об этом один из
первых философов XIX в. П. Я. Чаадаев: "стоя как бы вне времени, мы (русские) не
были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода", - пишет
он<<4>>. Слабое развитие христианского просвещения (для Чаадаева -
отсутствие даже) не означает ли, что Россия оказалась вне истории? "Мы не внесли
ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу
человеческого разума", - пишет он дальше,<<5>> - "глядя на нас,
можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам.
Мы во всяком случае составляем пробел в нравственном миропорядке..."
Этот крайний скептицизм Чаадаева остался одиноким в русской литературе, но он интересен в том отношении, что в нем ясно выступает та ошибочная предпосылка, которая обуславливает неверное суждение о духовной жизни России до XIX века. Все те, кто останавливается перед фактом "позднего пробуждения русской мысли", постоянно соблазняются резким контрастом России XIII-XVII веков с Западной Европой того же времени и оттого совершенно неверно оценивают исторические факты. Чтобы преодолеть этот соблазн, чтобы исторически трезво оценить историю духовного развития России, необходимо отдать себе ясный отчет как в различии путей России и Западной Европы в указанные века, так и отказаться от мысли, что история Западной Европы есть как бы единственная и по типу и по темпу развития форма "прогресса". На Западе христианство распространялось из Рима, который не был отделен от народов Европы никакими перегородками, а был наоборот очень тесно связан с ними, - тогда как в Россию христианство пришло из далекой и чужой страны.<<6>> Рим был заботливой матерью для народов Запада, - и сверх того церковное единство Запада находило и свое выражение и существенное дополнение в том, что один и тот же латинский язык был и церковно и культурно общим для всего Запада, в то же время непосредственно связывая его с античностью. Античная культура, по мере ее усвоения, ощущалась на Западе как "своя". Все было иначе в России. Россия политически жила совсем отдельной от Византии жизнью, - а церковно она была в отношении зависимости от нее. Русская Церковь стала очень рано поэтому стремиться к каноническому освобождению от греческой Церкви, - а после падения Константинополя, чем Русь была глубоко потрясена, это отталкивание от Византии лишь усилилось. Когда Иоанн IV говорил папскому легату: "наша вера христианская, а не греческая", - он точно формулировал русское церковное сознание того времени. Греческий язык не стал на Руси богослужебным языком,<<7>> и эта языковая изолированность русского мира имела, конечно, громадное значение в путях русской культуры, обрекая ее заранее на достаточную "запоздалость". Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
| ||
|