Библиотека >> История русской философии.

Скачать 266.38 Кбайт
История русской философии.

Индивидуальный дух имеет свои корни не в себе, но в "высшем" (мировом) сознании, - и потому, когда он отрывается от этого высшего сознания, в нем действует "пагубное "я", оторвавшееся от духовного своего лона, оторвавшееся потому и от природы. Это все есть следствие коренной поврежденности человеческой природы (первородного греха), которая создает мираж отдельности индивидуального бытия. Лишь отрекаясь от "пагубного "я" и подчиняясь голосу высшего сознания, человек находит свой истинный путь, и тогда он становится проводником высших начал, исходящих от Бога.

Не коллективизм, слишком натуралистически истолковывающий это положение, а Церковь, как благодатная социальность, осуществляет в истории задания Бога, - и потому подчинение внешнего исторического бытия идее Царства Божия одно вводит нас в "тайну времени". Для Чаадаева это и есть подлинный реализм, есть ответственное вхождение в историческое действование, приобщение к священной стороне в истории.

Вся значительность (для русской мысли) построений Чаадаева в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России возвращается к темам Чаадаева, хотя его решения этих тем имели сравнительно мало сторонников.


 

1 См. об этом особенно в трудах Пыпина: "Общественное движение в России при Александре I", "Характеристики литературных мнений".

2 Один из декабристов (А. А. Бестужев), очень удачно выразил это умонастроение: "Когда Наполеон вторгся в Россию, русский народ впервые ощутил свою силу. Вот начало свободомыслия в России".

3 Напр., в знаменитой речи при открытии польского сейма (в 1818 г.). Александр I провозгласил: "Правители народов должны добровольно им данными постановлениями предварять постановления насильственные". Слушатель этой речи, будущий декабрист Лорер плакал от умиления... (С. Мельгунов, "Дела и люди Александровского времени", стр. 267).

4 См. Пыпин, "Общественное движение", стр. 287.

5 О раннем русском радикализме см. статью Павлова-Сильванского "Материалисты 20-х годов" (в книге "Очерки по истории XVIII и XIX в.).

6 Русское слово "любомудрие", уже встречавшееся нам при изучении XVIII в., есть точный перевод (на русские корни), термина "философия".

7 См. Сакулин, "Из истории русского идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский", Москва, 1913. Т. I, ч. I, стр. 104.

8 А. И. Кошелев, "Записки", 1889, стр. 7.

9 Ibid., стр. 12.

10 Кн. Одоевский, "Русские ночи" (Изд. 1913 г.), стр. 8.

11 См. новое прекрасное издание сочинений Д. В. Веневитинова (Асаdemia, 1934 г.).

12 Об этих занятиях есть упоминания в письмах Веневитинова. Кошелеву, он, напр., писал: "Читаю Платона довольно свободно и не могу надивиться ему". (Сочин. Стр. 302).

13 Ibid., стр. 308 и 491.

14 См. письмо о философии (Сочин. Стр. 203).

15 Ibid., стр. 220.

16 Бобров, "Философия в России". Вып. II, стр. 5.

17 Подробное изложение статей Веневитинова (впрочем без достаточного анализа) дает Коуré в своей книге (Op. cit., стр. 139-145).

18 П. Н. Сакулин, "Князь В. Ф. Одоевский. Из истории русского идеализма", Москва, 1913. Работа Сакулина к сожалению осталась незаконченной (вышел в свет т. I. Ч. I, ч. II (606+459 стр.). Литература о кн. Одоевском довольно богата (особенно отметим прекрасный очерк о кн. Одоевском, Кубасова в "Рус. биографическом словаре"), но после книги Сакулина (который богато использовал оставшиеся в рукописи произведения Одоевского), предшествовавшие исследования и статьи потеряли свое значение.

19 "Русские ночи", стр. 9.

20 Надо иметь в виду, что очень значительное число философских писаний Одоевского остались в рукописи и до сих пор не напечатаны; мы знакомы с этим материалом лишь по тем выдержкам, какие дает Сакулин в своей книге.

21 Сакулин. Ibid., ч. I, стр. 14.

*1 "Гений христианства".

22 В юности Одоевский написал восторженное сочинение о музыке - настоящий гимн ей. См. об этом у Сакулина. Ibid., ч. I, стр. 92.

23 О волнах галломании и галлофобии в первые десятилетия XIX в. в России см. упомянутую уже книгу Haumant "La culture française en Russie". Haumant считает, что своего высшего влияния французская культура достигла в России в период между 1789 и 1815 годами.

24 Сакулин. Ibid., стр. 144-176.

25 Сакулин. Ibid., стр. 153, 155.

26 Сакулин. Ibid., стр. 168, прим. 2. В эстетических взглядах Одоевского в это время есть много сходного с взглядами Веневитинова. (См. Сакулина. Ibid., стр. 170, прим. 1).

27 Сакулин. Ibid., стр. 205.

28 Сакулин. Ibid., стр. 297-8.

29 Сакулин. Ibid., стр. 342.

30 В русской духовной литературе XVIII в., конечно, тоже всегда делалось ударение на учении о первородном грехе.

31 Мы брали все цитаты из того материала, который по рукописям восстановил Сакулин. Ibid. (Стр. 444-461).

32 В обстоятельном труде Viatte "Les sources occultes du romantisme" хорошо показано огромное влияние St. Martin во французской литературе конца XVIII и начала XIX в. Но влияние St. Martin было сильно и в немецкой филосовской литературе.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134