Библиотека >> История русской философии.
Скачать 266.38 Кбайт История русской философии.
- за год до изучения Гегеля), но
перед этой формулой резче выступает мысль об иерархическом примате
религии: "только для души, примиряющейся с Богом... вся природа обновляется;
тяжелые нравственные вопросы, неразрешимые для ума, решаются без малейшей
борьбы, жизнь снова становится прекрасной и высокой".<<9>>
"Слепая ananke не тяготит над бытием"<<10>> для того, кто
верит в мудрую Благость. Станкевич и в эти годы признает "автономию" разума, но
констатирует недостаточность автономного разума (т. е. философии quand même) в
отношении проблем, которые может решить только религия.
От Канта Станкевич (под влиянием М. Бакунина - см. о фихтеянстве последнего в § 4) переходит к беглому изучению Фихте. Справедливо была отмечена <<11>> недостаточность этого изучения Фихте - но и у Станкевича и Бакунина и Белинского краткое их увлечение фихтеянством отразилось в том примате этики, потребность и правду которого они носили в себе. Этический радикализм Фихте, вообще этический мотив, столь доминирующий в его системе, был дорог им всем, как второй основной момент в эстетическом гуманизме. Во всяком случае Станкевич, а Белинский в особенности, через всю жизнь проносят моральный патетизм, - уже у них в сущности выступает то тяготение к "панморализму", которое с исключительной силой проявится позже у Толстого и (по иному) у Н. К. Михайловского... В фихтеянстве для Станкевича и его друзей была очень дорога идея личности и притом в ее укорененности в транцендентальной сфере - что открывало для них всех возможность освобождения от романтического субъективизма. Именно этот момент объясняет нам тот парадокс в диалектике развития всей группы Станкевича, что к Гегелю они приходят от Шеллинга через фихтеянство. Но все это менее парадоксально, чем может показаться сразу. Шеллингом увлекались у нас раньше в его натурфилософии и эстетике; группа же Станкевича, хотя и увлекалась (слегка) натурфилософией Шеллинга и связыванием истории с природой, - а также, и эстетикой, но больше всего его трансцендентализмом. С другой стороны, учение о личности, вообще очень слабое у Шеллинга, не могло быть развито на почве шеллингианства - в силу чего Станкевич в этот период и возвышал над философией религию. В Фихте же, с его исключительным моральным пафосом, Станкевич и его группа нашли то, чего не могли найти у Шеллинга - идею личности. В одном позднем письме <<12>> Станкевич пишет Бакунину: "действительность есть поприще настоящего человека - только слабая душа живет в Jenseits". Это, конечно, уже влияние Гегеля, но к утверждению реальной, конкретной личной жизни Станкевич и его друзья шли через Фихте. Этот мотив фихтеянства сохранился и в период увлечения Гегелем и в свое время привел к критике Гегеля. Особенно сильно это было выражено Белинским, но и у Станкевича мы встречаем протест против растворения индивидуальности во всеобщем.<<13>> Гегеля Станкевич изучал внимательно и с большим подъемом - он глубоко чувствовал всю силу синтеза у Гегеля. Он перевел очень недурную статью Вильма о Гегеле;<<14>> кроме сочинений самого Гегеля он изучает произведения его последователей - в том числе Фейербаха <<15>> и Цешковского (польского гегельянца, о котором будем еще говорить в главе о Герцене). Станкевич написал сам статью на тему "О возможности философии как науки", но статья почему-то не была напечатана, а рукопись ее утеряна. Еще изучая Фихте, Станкевич увлекался идеей философии, как строгой науки, но сам же писал в письме к своему другу Неверову: "Фихте сумел так тонко, так удовлетворительно превратить весь мир в модификацию мысли, что самую мысль сделал модификацией какого-то неизвестного субъекта... построил из законов ума целый мир призраков и из ума сделал призрак"... "Из Фихте, добавляет он, я уже провижу возможность другой системы". В Гегеле Станкевич как раз и нашел эту новую систему, над изучением которой он очень много работал.<<16>> Справедливо было указано Чижевским <<17>> что Станкевич был совершенно свободен от тех недоразумений в истолковании одного из основных понятий Гегеля - "действительности", вокруг которого (мы увидим это при изучении Белинского) было немало этих недоразумений. "Действительность, в смысле непосредственного, внешнего бытия - есть случайность, - писал Станкевич, - действительность в ее истине есть разум, дух". Очень тонко и верно (в смысле следования Гегелю) Станкевич оценивал значение государства, вообще истории. Высказывания Станкевича в его переписке, конечно, отрывочны и не могут нам позволить восстановить построения Станкевича, которые у него слагались. Но из переписки Станкевича мы убеждаемся в том, что в лице Станкевича русская философия потеряла бесспорно одаренного человека, философское творчество которого могло бы много дать. Но значение Станкевича все же велико именно тем, что он был живым, одушевленным вождем целой группы молодых мыслителей. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
| ||
|