Библиотека >> История русской философии.
Скачать 266.38 Кбайт История русской философии.
В этом замечательном отрывке, кстати сказать, чрезвычайно
близком к святоотеческой мысли, Киреевский устанавливает, что "внутреннее
средоточие в человеке" таит в себе неповрежденное грехом единство, - нужно
только связать эмпирическую сферу души с этим внутренним
центром".<<32>> Это, между прочим, дало (мнимый) повод Гершензону
утверждать, что здесь у Киреевского выступает явный натурализм, так как он,
будто бы, нигде не связывает учения о цельности духа с
Христом.<<33>> Выходит, что Киреевский, будто бы, просто
устанавливает наличность духовных сил в человеке, скрытых в глубине человека, -
по типу того, что говорит современная антропософия. Это, однако, является
совершенно неверной интерпретацией антропологии Киреевского, - она у него, можно
сказать, насыщена христианским взглядом на человека. Вся статья Киреевского "О
возможности и необходимости новых начал в философии" построена на исследовании
соотношения веры и разума, - она имеет в виду развить православное учение в
противовес западному христианству. Вместе с тем, Киреевский связывает все свои
построения со святоотеческой мыслью: согласно его учению, "глубокое, живое и
чистое любомудрие Св. Отцов представляет зародыш высшего философского начала:
простое развитие его, соответственное современному состоянию науки и сообразное
требованиям и вопросам современного разума, составило бы само собой новую науку
мышления".<<34>>
Любопытны мысли Киреевского о контрастирующих движениях души. В письмах Хомякову Киреевский развивает мысль о том, что "развитие разума находится в обратном отношении к развитию воли".<<35>> В отношении воли к разуму, замечает тут же Киреевский, "есть некоторые тайны, которые до сих пор не были постигнуты". В другом письме (очень раннем) Киреевский высказывает мысль, которой держался и позже, что "кто не понял мысль чувством, тот не понял ее, точно так же, как и тот, кто понял ее одним чувством".<<36>> Но особенно важно учение Киреевского (тоже выражающее святоотеческие идеи) об особом значении моральной сферы в человеке. Это не есть "одна" из сфер духа; иерархический примат моральной сферы в человеке выражается в том, что от "здоровья" моральной сферы, в первую очередь, зависит здоровье всех других сторон в человеке. Моральное здоровье уже утеряно там, где не идет борьба с "естественным" разъединением душевных сил. Киреевский упрекает западную культуру в том, что там "просвещение, будучи основано на развитии распавшихся сил разума, не имеет существенного отношения к нравственному настроению человека". Он отмечает при этом, что при такой разъединенности познавательных сил от моральных "просвещение не возвышается и не падает от внутренней высоты или низости".<<37>> Это очень любопытная мысль: по Киреевскому "внеморальность" просвещения сообщает ему своеобразную устойчивость (которая связана с утерей того динамизма духа, который создает зависимость души от сферы морали). "Просвещение же духовное, пишет тут же Киреевский, напротив, есть знание живое (и потому неустойчивое - В. З.): оно приобретается по мере внутреннего стремления к нравственной высоте и цельности и исчезает вместе с этим стремлением, оставляя в уме одну наружность своей формы". В "неустойчивости" духовного просвещения заключается причина того, почему оно может утрачиваться. Киреевский чувствует во "внеморальной" установке "автономного" разума игру. "Мышление, отделенное от сердечного стремления (т. е. от цельности духа), читаем в "Отрывках",<<38>> есть развлечение для души; чем глубже такое мышление, чем оно важнее, по-видимому, тем легкомысленнее в сущности делает оно человека". От "естественного" разума надо вообще "восходить" к разуму духовному. "Главное отличие православного мышления, пишет Киреевский,<<39>> в том, что оно ищет того, чтобы поднять самый разум выше его обыкновенного уровня". "Вся цепь основных начал естественного разума... является ниже разума верующего".<<40>> "Естество разума..., испытанного в самом высшем развитии внутреннего, духовного созерцания, является совсем в другом виде, чем в каком является разум, ограничивающийся развитием жизни внешней". "Разум - един, читаем мы в той же статье,<<41>> и естество его одно, но его образы действия различны, так же, как и выводы, - смотря по тому, на какой степени он находится, и какие силы движутся в нем и действуют". Мы подошли уже вплотную к гносеологии Киреевского, но нам необходимо остановиться еще на одной теме в антропологии Киреевского - на его учении о связи личности с социальной сферой. "Все, что есть существенного в душе человека, пишет Киреевский,<<42>> вырастает в нем общественно". В этом тезисе Киреевский присоединяется столько же к Хомякову, сколько и к Чаадаеву, а через него - к французской социальной романтике (Ballanche прежде всего). Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
| ||
|