Библиотека >> История русской философии.
Скачать 266.38 Кбайт История русской философии.
неудачную
попытку вернуться на государственную службу (до опубликования "Филос. письма").
Сочинения. Т. I, стр. 173-178.
74 Вот характерные слова Чаадаева (в конце 8-го письма - "Литературное наследство", стр. 62): "Истина едина: Царство Божие, небо на земле... (что есть) осуществленный нравственный закон. Это есть... предел и цель всего, последняя фаза человеческой природы, разрешение мировой драмы, великий апокалиптический синтез". Чаадаев критикует протестантизм, видящий основу всего в Св. Писании: для Чаадаева основа всего - Церковь с ее таинствами, с ее преображающей мир силой. 75 Сочин. Т. I, стр. 86. 76 Ibid., т. I, стр. 117. 77 Письмо Кн. Мещерской. Соч. Т. I, стр. 242. 78 Критика исторической науки и требование "новой философии истории" у Чаадаева остались совершенно не поняты Милюковым ("Главные течения...", стр. 379). *2 Здесь, например, очень ярко проявляется христианский акцент автора при изложении философии - на самом деле имеется в виду, что христианство для собственного укрепления адаптирует в себя устремления людей. 79 "Литературное наследство", стр. 27. 80 "Отрывки" (Сочин. Т. I, стр. 160). Писано в 1829 году! 81 Этот тезис очень часто встречается у Чаадаева. См. особенно "Литературное наследство", стр. 34, 36, 50, 53. 82 "Литературное наследство", стр. 53. 83 "Литературное наследство", стр. 34. 84 Ibid., стр. 34. 85 Ibid., стр. 35. 86 Ibid., стр. 24, 31. 87 В одном месте (Ibid., стр. 43), Чаадаев, как будто, сам сводит человеческую активность к Prinsipe occasionnel, но эта мысль означает не отрицание активности в человеке (как в подлинном окказионализме), а лишь признание ее слабости и немощности. 88 Ibid., стр. 44. 89 Сочин. Т. I, стр. 104. 90 Сочин. Т. I, стр. 121. 91 "Лит. наслед.", стр. 28. 92 Ibid., стр. 35. 92 Ibid., стр. 46. 94 Ibid., стр. 49-50. 95 Ibid., стр. 50. 96 Сам Чаадаев сближает это понятие (уже в философии истории), с понятием Weltgeist. Он пишет Тургеневу: "Значит действительно есть вселенский Дух, парящий над миром, тот Weltgeist, о котором говорил мне Шеллинг". (Сочин. Т. I, стр. 183.) Против смешения Творца с творением см. энергичные строки - "Лит. насл.", стр. 46. 97 К этому чрезвычайно приближается Н. И. Пирогов в своем примечательном учении о человеческом духе. Конечно, он не мог знать гносеологии Чаадаева (учение которого впервые опубликовано в "Лит. наслед."), О Пирогове см. ниже, гл. X. 98 См. особенно письмо IV. ("Лит. наслед.", стр. 38-45.) 99 См. все II письмо, посвященное общей философии истории. (Соч. Т. I, стр. 94-119). 100 "Лит. наслед.", стр. 33. 101 Эта и другие цитаты взяты из "Первого философ. письма". 102 Сочин. Т. I, стр. 181. 103 Цитаты взяты из "Первого философ. письма". 104 "Лит. наслед.", стр. 23. 105 Сочин. Т. I, стр. 185. 106 Таким образом, то, что раньше ставилось в упрек России и русским, теперь оказывается делом самого Провидения.
ГЛАВА III.
| ||
|