Библиотека >> История русской философии.
Скачать 266.38 Кбайт История русской философии.
"Природный" исторический процесс, раз он явно не мог быть понят,
как "священное царство", оказывается царством Антихриста. Огромная жертва,
принесенная старообрядчеством на алтарь священной мечты, свидетельствует
достаточно о том, сколько горячей силы, духовной целостности, безраздельной
преданности идее "священного царства" накопилось в церковном сознании. Разрыв с
нетрезвым отношением к истории совершился в муках и напрасных страданиях, но
открыл перспективу для нового отношения ко все продолжающейся истории.
Приближалась пора "секуляризации" - приближался XVIII век.
1 Укажу, например, на сборник "Диоптра" - самый ранний список которого датируется 1305-ым годом (см. о нем этюд Безобразовой. "Журн. Мин. Нар. Просв.", 1893 г.). В Румянцевском музее (Москва) находится 9 списков этого сборника, относящихся к разным эпохам. В этом сборнике (переведенном с греческого языка на церковно-славянский, по-видимому, в Болгарии), кроме частей богословского характера, были элементы космологии и особенно подробно - элементы антропологии. Общая концепция близка к Аристотелю; особенно любопытно учение о значении тела человека для души ("без тела душа ничего не может", и т. д.). См. также статью M. M. Шахматова "Платон в древней Руси" (в "Записках Русского Исторического Общества в Праге"). О знакомстве с Аристотелем много говорят исследования о "ереси жидовствующих". Курбский тоже очень интересовался Аристотелем. См. также исследования Райкова по истории гелиоцетрической системы в России. 2 См. особенно исследование Е. В. Аничкова "Язычество на Руси". После Священного Писания самым любимым чтением в древней Руси были как раз апокрифы, с которыми связаны и так называемые "духовные стихи". И в апокрифах, и в духовных стихах ставятся обычно религиозно-философские вопросы, в разрешении которых христианские мотивы причудливо сплетаются с внехристианскими. Все это еще недостаточно исследовано с философской стороны. Из литературы, особенно укажем на старые работы академика А. Н. Веселовского: "Разыскания в области духовных стихов", "Из истории христианской легенды" и др. См. также небольшой этюд Г. П. Федотова "Духовные стихи" (Париж, 1935). 3 Прот. Флоровский, "Пути русского богословия", стр. 1. 4 См. его первое "философическое письмо". (Сочинения, т. I, стр. 77. Москва, 1913 г.). 5 Ibid., т. I, стр. 84. О Чаадаеве см. дальше, ч. II, гл. 2. 6 Я не могу здесь входить в рассмотрение спора о том, от кого Русь приняла христианство, - спора, который с такой страстностью и пристрастием ведет lugie и др. Все русские историки отвергают построения lugie. О современном состоянии в науке вопроса о крещении Руси, - см. статью Г. П. Федотова в "Пути". 7 Некоторые историки готовы видеть в этом главную причину "запоздалого пробуждения русской мысли", например, Шпет ("Очерк развития русской философии", стр. 12) пишет о "фатальном" значении этого факта. 8 Флоровский. Op. cit., стр. 2. 9 См. его "Умозрение в красках". Москва, 1916. К сожалению, огромная тема, затронутая князем Трубецким и его этюде, лишь намечена, но не развита им. См. книги по истории русского искусства - особенно Моuratov, "Les icones russes", Paris, 1928, стр. 153-194. "Ничто не нарушает в иконе, - замечает Муратов, - музыкального единства, ничто не ослабляет, не затуманивает мистической силы ее". 9a У Вл. Соловьева и его последователей, так называемая "Софиология" (см. II том), очень тесно связана с истолкованием икон, посвященных Сóфии - Премудрости Божией. 10 Милюков. ("Очерки по истории русской культуры". Т. II, ч. 1, стр. 12. Издание 1931 г.). 11 См. об этом интереснейшие, хотя и устаревшие уже указания Буслаева, например, его статью "Русская эстетика XVI 1-го века" в "Очерках по русской литературе и искусству". Т. II. Оба тома исследований Буслаева - исключительно ценны. 12 Скабичевский. Сочинения. 13 См. об этом очень существенные и верные замечания у Федотова. ("Стихи духовные", стр. 14, а также в заключении книги). 14 Флоренский. Op. cit., стр. 1. 15 Цветаев, "Протестанты и протестантизм в России до эпохи преобразований", стр. 520. 16 См. об этом Буслаев, Op. cit., т. II. 17 О юродстве см. Федотов, "Святые древней Руси" (Париж, 1931), глава 13-ая. 18 Согласно Федотову, греческая Церковь насчитывала всего шесть юродивых (Ibid., стр. 105). 19 См. о нем специальный этюд Тихонравова в собрании сочинений (у меня под рукой немецкий перевод. Рига, 1873). *1 Квирин Кальман (1651-1689) - немецкий мистик, жил в Голландии, Англии, прибыл в 1689 г. в Москву, где и был сожжен, как еретик. *2 От греч. χιλιασμός - тысячелетие; вера в "тысячелетнее царство" Христа (на основании Откр., XX, 2-6) на земле, когда мученики оживут и будут царствовать вместе с Ним. 20 См. книгу Федотова "Святые древней Руси". 21 Ю. Виппер, "Иоанн Грозный" (1922), стр. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
| ||
|