Библиотека >> История русской философии.
Скачать 266.38 Кбайт История русской философии.
Мечта о "Москве -
третьем Риме" заключала в себе ожидание "вечного" и, значит, праведного царства,
- из этого убеждения вырастала идеология самодержавия, проникнутая верой, что в
царе-Помазаннике антиномия Божьего и кесарева снимается. Но церковное
вдохновение этой мечтой увяло уже в XVIII веке. И в конце XVIII века (у
Карамзина и других) возрождается в светской историософии идея "священности"
власти. У Карамзина это вырастает в целую программу консерватизма, изложенную в
его "Записках о древней и новой России";<<27>> противоречия,
недоговоренности этого первого историософского опыта в защиту идеи "священности"
власти вскрыты очень подробно в книге Пыпина,<<28>> позже в русской
историософии появятся более "гармоничные" построения. Но у Сперанского мы
находим другой вариант возрождающейся историософской утопии, - и он склоняется к
мысли, что власть (верховная) есть своего рода священство,<<29>> -
но это не программа "общественного квиетизма", не признание государства quand
même священным (как у Карамзина), а искание путей к преображению
государства. Не следует забывать при этом о тех мистических ожиданиях, которые
были связаны, - не у одного Александра I - со "Священным Союзом". Справедливо
было указано, "что при Александре государство вновь сознает себя священным и
сакральным".<<30>>
Мистицизм Сперанского тоньше и глубже, чем у Лабзина, но оба они, хоть и по-разному, пролагают путь для светской религиозной мысли. В этом духовном движении многое связано с самой эпохой, полной мистического возбуждения, но есть в нем нечто симптоматическое для внутренней духовной диалектики самой России. В самой Церкви и вокруг нее идет очень глубокое брожение - многие высшие иерархи (например, знаменитый Филарет, митрополит Московский) и различные круги светского общества оказываются охваченными религиозными исканиями - то в духе "универсального", т. е. надцерковного христианства, то в духе идей о "внутренней Церкви". Неудивительно, что очень скоро в церковном сознании проявляется враждебное отношение ко всему "новому" движению, зарождается острая реакция, которая позже станет очень сильной и агрессивной. Здесь лежит начало или первое оформление рокового для всей жизни России раздвоения "прогрессивных" и "реакционных" течений, которое проходит через весь XIX век. 6. В мистицизме Лабзина и Сперанского ярче, чем в других мистических течениях того времени в России, выступает связь мистических исканий с общим духовным переломом, который был связан с выхождением русской мысли на путь свободных, т. е. внецерковных - построений. Еще ярче это обнаруживается в чисто философских исканиях начала XIX века, - и, конечно, не случайного, что эти искания больше всего тяготеют к Шеллингу, - но Шеллингу в его натурфилософии. Эта особенность русского шеллингианства, позже уступающая место увлечению эстетикой Шеллинга и немецких романтиков вообще, восстанавливает связь философских движений в начале XIX века с натурфилософскими интересами у русских масонов конца XVIII века (Шварца и его друзей). Чтобы разобраться в том, что и как усваивали в Шеллинге его последователи в России в начале XIX века, бросим беглый взгляд на то, как проникала немецкая философия конца XVIII и начала XIX веков в России. Надо отнести за счет общего роста философской культуры в России во второй половине XVIII века и особенно за счет преподавания философии в высших школах - возрастание интереса к чисто отвлеченным темам. Мы уже упоминали о переводах (часто рукописных) Канта и его последователей, - но вот с начала XIX века в русских университетах появляется ряд серьезных и даже выдающихся для своего времени представителей немецкой философии. С их появлением все чаще русская молодежь уходит в занятия философией. Больше всего достойны упоминания проф. Buhle, в Москве, проф. Schad в Харькове, Buhle был очень знающим ученым, излагавшим все ясно и увлекательно; впрочем, в России он больше занимался вопросами литературы. Его ученик, проф. Давыдов, с которым нам придется еще встретиться, характеризовал учение Buhle, как "благоразумный идеализм", имея в виду то, что Buhle не был слишком фанатичным сторонником трансцендентального идеализма. Но изучение Канта все же хоть и медленно, но неуклонно просачивалось и через университет, и через Духовные Академии. Гораздо более значительным и ярким человеком был Шад, пострадавший от того разгрома философии в Университетах в 1816-м году, который затронул университеты в Петербурге, Казани и Харькове. Шад,<<31>> бывший преподавателем философии в Харьковском Университете в течение 5-ти лет (1811-1816), принадлежал к числу последователей Фихте,<<32>> оставил заметный след в истории философской культуры в России, как это видно по его ученикам.<<33>> Особенно заслуживает быть отмеченным тот факт, что проф. Павлов, сыгравший громадную роль в философском движении в России в 30-х годах (см. об этом дальше), начал свое философское образование как раз у Шада. В Харькове, в годы пребывания там Шада Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
| ||
|