Библиотека >> История русской философии.
Скачать 266.38 Кбайт История русской философии.
Тот "панморализм", который в своих
философских сочинениях выразил с исключительной силой Лев Толстой, - с известным
правом, с известными ограничениями может быть найден почти у всех русских
мыслителей, - даже у тех, у которых нет произведений, прямым образом посвященных
вопросам морали (например, у Киреевского). С этим связано и напряженное внимание
к социальной проблеме, но ярче всего это обнаруживается в чрезвычайном,
решающем внимании к проблемам историософии. Русская мысль сплошь
историософична, она постоянно обращена к вопросам о "смысле" истории, конце
истории и т. п. Эсхатологические концепции XVI-го века перекликаются с утопиями
XIX-го века, с историософскими размышлениями самых различных мыслителей. Это
исключительное, можно сказать, чрезмерное внимание к философии истории, конечно,
не случайно и, очевидно, коренится в тех духовных установках, которые исходят от
русского прошлого, от общенациональных особенностей "русской души". Нельзя тут
же не отметить, что это обстоятельство было не особенно благоприятно для
развития "чистой" философии в России, - интерес к вопросам философии истории
ставит мысль перед самым сложным, запутанным и трудным материалом. С другой
стороны, именно в историософии так легко проявляет свое действие так называемый
"субъективный метод" (термин, который себе усвоило целое течение русской
историософии, во главе с Н. К. Михайловским - см. о нем гл. IX во 2-й части), т.
е., проще говоря, в анализ исторической действительности привносится оценочный
момент. При малейшей неосторожности получается привнесение в философское
творчество некоей внутренней цензуры, отбрасывающей то, что представляется
"опасным" в прикладной сфере, что может "оправдать" те или другие "вредные"
течения в общественной жизни. Эта внутренняя цензура, конечно, подавляет
свободные философские искания и создает опаснейшее приспособление теоретических
построений к "злобе дня". На всем протяжении философской работы в России - от ее
зачатков в конце XVIII-го века до наших дней - эта опасность не раз давала о
себе знать, но было бы большой поверхностностью, отметая недостойное философии
"приспособление" к современности, не заметить во всем этом и более глубокой
стороны. В антропоцентризме мысли есть один очень глубокий мотив - невозможность
"разделять" теоретическую и практическую сферу. Очень удачно выразил это
упомянутый выше Н. К. Михайловский, когда обращал внимание на своеобразие
русского слова "правда". "Всякий раз, когда мне приходит в голову слово
"правда", - писал он, - я не могу не восхищаться его поразительной внутренней
красотой... Кажется, только по-русски истина и справедливость называются одним и
тем же словом и как бы сливаются в одно великое целое. Правда - в этом огромном
смысле слова - всегда составляла цель моих исканий...". В неразрывности теории и
практики, отвлеченной мысли и жизни, иначе говоря, в идеале "целостности"
заключается, действительно, одно из главных вдохновений русской философской
мысли. Русские философы, за редкими исключениями, ищут именно целостности,
синтетического единства всех сторон реальности и всех движений человеческого
духа. Именно в историческом бытии - более, чем при изучении природы или в чистых
понятиях отвлеченной мысли, - лозунг "целостности" неустраним и нужен.
Антропоцентричность русской философии постоянно устремляет ее к раскрытию данной
и заданной нам целостности.
6. Русскую философию не раз упрекали в отсутствии "оригинальности".<<1>> "Все, что Россия имела и дала философского, - читаем у одного историка русской философии,<<2>> - все это родилось либо из прямого подражания, либо из бессознательного подчинения себя чужим влияниям, либо из эклектического стремления слепить воедино несколько чужих мыслей". Если бы эти слова отвечали действительности, то, конечно, нельзя было бы говорить всерьез о "русской философии", и, конечно, не к чему было бы исследовать ее историю. Но в истории культуры всех народов всегда можно найти произведения, навеянные подражанием или чужими влияниями, - однако, если о них упоминают в исследованиях, то только для того, чтобы не забыть отметить на экране истории и темные ее страницы. Суждение, посылающее упрек русской философии в отсутствии оригинальности, если это не сказано ради "красного словца", покоится на некоей нарочитой недоброжелательности к русской мысли, к намеренному желанию ее унизить. Я не буду опровергать этого упрека - вся настоящая книга сама по себе должна показать неосновательность указанного суждения. Но все же я считаю нужным - уже здесь, в вводной главе, - рассеять те недоразумения, которые, хотя и не в столь резкой форме, как в выше приведенных словах, все же могут иметь место в отношении русской мысли - особенно у тех, кто впервые обращается к ее изучению. Я совсем не буду говорить о том, что было написано в России действительно в "подражание Западу" - об ученических упражнениях не стоит ведь и говорить. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
| ||
|