Библиотека >> История русской философии.

Скачать 266.38 Кбайт
История русской философии.

55 См. у них у Чижевского. Op. cit., стр. 101 (пр. 44).

56 См. о нем у Шпета. Ibid., стр. 325.

57 Это очень хорошо показано в работе M. Wieser "Der sentimentale Mensch" (1924).

*4 Прекрасная душа (нем.).

58 О влиянии Шефтсбери на немецкую мысль (в указанном в тексте смысле) см. особенно в интересной книге Obernauer. "Die Problematik d. ästhetischen Menschen und deutsch. Literatur", 1923, также у Unger. "Hamann und die Aufklärung" (Ite Aufl. 1911, s. 63, passim). См. также превосходную книгу В. А. Кожевникова "Философия чувства и веры в XVIII в.". К сожалению вышел только I том.

59 О принадлежности Жуковского к эпохе сентиментализма см. Александр Веселовский, "Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения", 1904.

60 Карамзин был связан в Москве с немецким поэтом Lenz (представителем Sturm und Drang Periode [период штурма и натиска - нем.] или т. наз. Genizeit), который доживал свой век в Москве. О различных влияниях на Карамзина см. книгу Сиповского "Н. М. Карамзин" (1889), а также книгу Алексея Веселовского "Западное влияние в русской литературе", 4 изд., стр. 127-133.

61 Сиповский, "Карамзин", стр. 109.

62 См. Н. И. Тургенев, "Россия и русские" (заметка о Карамзине). Рус. пер. 1915, стр. 339-344.

63 Карамзин. Сочинения (изд. 1838 г., т. IX, стр. 236, статья "Чувствительный и холодный").

64 Примат эстетического принципа и в историческом исследовании у Карамзина, хорошо подчеркивает Милюков. ("Главные течения...", стр. 165).

65 Obernauer (Op. cit., стр. 267) справедливо считает самым ярким представителем эстетического гуманизма В. Гумбольдта за свободу его от всяких исторических примесей. В Карамзине этих "примесей" было достаточно.

66 Пыпин говорит с иронией о Карамзине: "В кругу отвлеченных понятий Карамзин - нежнейший друг человечества", ("Общественное движение при Александре I". Изд. 2-е 1885). Стр. 199.

67 Цитаты из статьи "Переписка Мелидора и Филарета".

68 О его примечательной "Записке о древней и новой России" см. книгу Пыпина (гл. IV).

69 См. об этом у А. Веселовского ("Западное влияние"), стр. 141.

70 О влиянии Шиллера см. у Замотина "Романтизм 20-х годов". (1911), т. I, стр. 87.

71 Влияние эстетической философии Шиллера на русскую мысль длилось в течение всего XIX в. Влияние это, к сожалению, еще недостаточно изучено. См. книгу Peterson, "Schiller in Russland". München, 1934. Отметим, что статьи Шиллера по эстетическим вопросам были не раз переводимы на русский язык, впервые кажется в 1813 году. Переводы немецких (позднее и французских) эстетик заполняли тогда книжный рынок.

72 Влияние Жуковского на Киреевского отмечал уже Гершензон. См. его "Исторические записки", стр. 15.

73 Карамзин однажды писал: "Революция объяснила идеи - мы увидели, что гражданский порядок священен, даже в самых местных или случайных недостатках своих".

ГЛАВА II.
"АРХИВНЫЕ ЮНОШИ". Д. В. ВЕНЕВИТИНОВ, Кн. В. Ф. ОДОЕВСКИЙ, П. Я. ЧААДАЕВ.

1. Война 1812 г., получившая название "Освободительной", дала огромный толчок развитию идейной и общественной жизни в России. Огромное количество русских людей непосредственно прикоснулись - в движении русской армии на запад - к европейской жизни, и это живое знакомство с Зап. Европой гораздо сильнее повлияло на русскую душу, чем то увлечение Западом, какое проявилось в XVIII в. Ощущение русской политической мощи не только подымало чувство собственного достоинства, но и ставило очень остро вопрос о внесении в русскую жизнь всего, чем политически Запад импонировал русским людям. С 1812-14 гг. в России начинается процесс все более заметной кристаллизации политических движений, закончившийся восстанием "декабристов" (1825 г.). Вместе с тем с новой силой вспыхивает тема русской "самобытности" - уже не во имя возврата к старой русской жизни, как это часто бывает в XVIII в., а во имя раскрытия "русской идеи", "русских начал", доныне лежавших скрыто "в глубинах народного духа". Еще в 1803-м г. известный нам Карамзин писал: "мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном нашем достоинстве"; понятно, что после войн 1812-14 гг. потребность яркого выражения национального самосознания чрезвычайно возросла.<<1>> В этом сходились и либералы и консерваторы того времени, - во всех кругах было общим сознание русской мощи и "зрелости".<<2>>

Еще до войны 1812 г. в русском обществе началась политическая дифференциация - она первоначально заявляла о себе лишь в сфере литературы, но основной смысл литературных споров в первое десятилетие определялся как раз политической дифференциацией. Очень любопытен в этом отношении спор между теми, кто, во главе с Карамзиным, стремились к обогащению русского языка новыми словами, могущими выразить новые понятия, новые отношения, и теми, кто (во главе с Шишковым) хотели удержать развитие русского языка в пределах его старинных форм. В этом споре уже тогда намечалась основная дифференциация в русской жизни; после же войн 1812-14 гг. эта дифференциация пошла очень быстро и получила полное и ясное выражение.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134