Библиотека >> История русской философии.
Скачать 266.38 Кбайт История русской философии.
Во всяком случае, идеи "естественного
права" послужили принципиальной базой для построения светской идеологии, для
оправдания "мирского жития". Татищев не упраздняет религии и Церкви, это и не
нужно ему, - он только хочет отодвинуть их несколько в сторону, чтобы первое
место дать всему "естественному". Хороший знаток современной философской мысли,
Татищев уверяет читателей, что "истинная философия не грешна", что она полезна и
необходима. Той же позиции держится и другой выдающийся человек (ближайшей)
эпохи - Щербатов, который, впрочем, отклоняется от учения естественного права в
одном пункте: он - противник признания равенства людей. В своей "Истории" он
идеализирует старорусскую жизнь, не без грусти заявляет, что в новое время
"уменьшились суеверия, но уменьшилась и вера"; он требует для России не только
умственного прогресса, но и "нравственного просвещения". Но и Щербатов опирается
на доктрину "первобытных" (т. е. естественных) прав. К Церкви он относится с
типичным для его времени недоверием: "наши попы и церковники, - замечает он, -
имеющие малое просвещение без нравов, суть наивреднейшие люди в государстве".
Щербатов, между прочим, написал трактаты: "О возрождении нравов в России",
"Разговор о бессмертии души" (в духе "естественной религии").<<23>>
Он набросал программу "преподавания разных наук", где высказывает мысль, что
"философия ценна тем, что может способствовать исправлению нравов".
Исторические сочинения Татищева, Щербатова, Ломоносовa, Болтина - первых русских историков <<24>> - вдохновлялись национальным самосознанием, искавшим для себя обоснования вне прежней церковной идеологии. С одной стороны, они стояли вообще - за "светскую жизнь", с другой стороны, в изучении русского прошлого они находили удовлетворение своему новому чувству родины. Опираясь на идеи естественного права, примыкая к современным им философским течениям на Западе, они строили "новое сознание" секуляризованного человека XVIII века. Еще дальше эта работа пошла у тех, кого можно назвать представителями русского гуманизма XVIII века. 7. Уже у первых значительных русских поэтов XVIII века - Ломоносова и Державина - мы находим секуляризованный национализм, соединенный с гуманизмом. Уже не "святая Русь", а "Великая Русь" вдохновляет их; национальный эрос, упоение величием России относятся всецело к эмпирическому бытию России вне всякого историософского обоснования. В этом обращении к России есть, конечно, реакция против слепого поклонения Западу и пренебрежительного отношения ко всему русскому, - что так ярко проявлялось в русском вольтерианстве. Ломоносов был горячим патриотом и верил, что: "может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать". Державин, истинный "певец русской славы", защищает свободу и достоинство человека;<<25>> в стихах, написанных на рождение внука Екатерины II (будущего императора Александра I), он восклицает: "Будь страстей твоих владыка, Будь на троне человек". Этот мотив чистого гуманизма все больше становится кристаллизационным ядром новой идеологии. Чтобы не потонуть в безмерном материале, сюда относящемся, остановимся только на двух ярких представителях русского гуманизма XVIII века - Новикове (мы имеем в виду первый период его деятельности) и Радищеве. Новиков (1744-1818) родился в семье небогатого помещика, получил довольно слабое образование дома, но много потрудился над своим самообразованием. 25-ти лет он предпринял издание журнала ("Трутень"), в котором проявил себя человеком большого общественного чутья, страстным обличителем разных неправд русской жизни, горячим идеалистом. Борясь со слепым поклонением Западу, высмеивая жестокие нравы русской жизни того времени, Новиков с глубокой скорбью пишет о тяжком положении русских крестьян. В следующем журнале, "Живописец", находим отрывок из "Путешествия", - книги, где очень сильно подчеркнуто горькое положение крестьян: "О, человечество! - восклицает он, - тебя не знают в сих поселениях". Этот отрывок предваряет знаменитую книгу Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву").<<26>> В центре русского гуманизма навсегда ставится с этого времени социальная проблема, - проблема водворения подлинной человечности в жизненных отношениях. Вот образ идеального человека, как он рисуется Новикову, - это "разумный и добродетельный господин; он делает добро всему, кому только может. Он думает, что разум ему дан, чтобы служить государству, богатство - чтобы помогать бедным, и что для того родился он человеком, чтобы быть полезным всем людям". Защищая равенство всех людей, Новиков не обращается к идеям естественного права, как это было принято тогда, а связывает идею равенства с христианством. Но особого подъема речь Новикова достигает тогда, когда он защищает необходимость для русских людей, беря все ценное у чужих народов, оставаться духовно верными своей родине. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
| ||
|