Библиотека >> Деконструкция (Differаnсе)
Скачать 126.16 Кбайт Деконструкция (Differаnсе)
Все эти разнонаправленные процессы бесконечно усложняются на уровне каждого конкретного индивида, так или иначе решающего проблему своего отношения к смерти, даже если он оказывается достаточно удачливым, чтобы встретиться с ней только непосредственно на пороге смерти.
Этот очень общий абрис самой адресации апории смерти как проблемы перехода вовсе не означает, что деконструкция вдруг оказывается способной, после тысячелетий безуспешных попыток, разрешить апорию смерти как проблему абсолютного перехода. Апория остается таковой, т.е., неразрешимой; смещаются только контуры перехода, обнаруживая новые возможности подхода к самой проблеме. Но проблема остается нерешаемой, и, пожалуй, ничто, кроме деконструкции, не демонстрирует это с такой очевидностью, выводя се за пределы рационализации. Вспомним еще раз: 103 Умирание = ожидание друг друга у пределов истины /за пределами истины/¦. -------------------------------------------------------------------------------- примечания 1 Derrida J. Donner la morte. 2 Derrida J. Aporias. 3 Ibid., p.139. 4 Derrida J. Donner la morte, pp.48-49. 5 Ibid., p.21. 6 Ibid. 7 Ibid., p.29. 8 Ibid., p.23. 9 Ibid., p.10. 10 Ibid., p.53. 11 Ibid.,p.9-10. 12 Ibid., p.45. 13 Ibid., p.50. 14 Ibid., p.30. 15 Ibid., pp.26, 30. 16 Ibid., p.27. 17 Ibid., p.28. 18 Ibid., p.35. 19 Derrida J. Aporias, pp.36-37. 20 Ibid., p.38. 21 Ibid., 48. 22 Ibid., р.76. 23 Ibid., p. 117. 24 Ibid., p.119. 25 То, что имеет в виду Деррида под Маррапо, имеет, очевидно, отношение, к известному тексту Спинозы ¦Маррано разума¦, где Спиноза прослеживает источники идеи имманентности в культуре Маррано, иудеев Испании и Порту- 104 галии, конвертированных в христианство. Маррано представляли собой группу новообращенных христиан, сохранивших и тайно отправлявших иудейские религиозные ритуалы в условиях засилия Инквизиции. Маррано продолжали жить среди правоверных христиан и иудеев, сохраняя свою дистанцированность от обеих групп. Спиноза был выходцем из иудейской общины, локализованной в среде традиционного обитания Маррано. В течении жизни многих поколений Маррано сложилась парадоксальная форма сочетания иудаизма и христианства, в которой ни христианство, ни иудаизм, по вполне понятным историческим и концептуальным причинам, не могли сохранить своей аутентичности. Этот невольный подрыв религиозных устоев вполне естественно вел к рациональному секуляризму и скептицизму. Для Спинозы этот духовный и интеллектуальный опыт стал толчком для двух важных трансформаций его существования: внешней (изгнания его их иудейской общины) и внутренней (переходу от трансцендентальной исторической религиозности к секуляризированному миру разума и имманентности). (Yirmiyahu Yovel. Spinoza and Other Heretics/ The Marrano of Reason. Princeton: Princeton University Press, 1989, pp.15-128). 26 Derrida J. Aporias, p. 141. 27 Derrida J. Donner la morte, p.72. 28 Derrida J. La Voix et 1e phenomene, p. 60. 105 -------------------------------------------------------------------------------- ПРИЗРАКИ МАРКСА (¦SPECTRES DE MARX¦) Книга Деррида, озаглавленная ¦Призраки Маркса¦, была опубликована на французском языке в 1993 г.1, переведена на английский и опубликована в США в 1994 г.2. Первоначально доклад под таким же названием был прочитан Деррида на конференции в Калифорнийском университете в апреле 1993 г. (Whilst Marxism? Global Crises in International Perspective) и посвящен активисту Африканского Национального Конгресса Крису Хани, убитому за несколько дней до начала конференции. Общая композиция текста представляет собой анализ текстов Маркса через призму их культурной реализации с несколькими дополнительными направлениями, идущими к марксизму от Шекспира (¦Гамлет¦), Поля Валери (¦Кризис разума¦), Фрэнсиса Фукуямы (¦Конец истории и последний человек¦), а также Мориса Бланшо (¦Три голоса Маркса¦) Сквозной темой ¦Призраков¦, как свидетельствует само название, является обращение к посмертным судьбам Маркса и созданного им учения, и в связи с Марксом = к проблемам посмертного бытования вообще, к теме жизни и смерти, к тому, что сопровождает смерть в представлениях живущих = к призракам, фантомам, духам. ¦Призраки Маркса¦, рассматриваемые через призму (предполагаемого) увлечения марксизмом молодого Деррида, вызвали весьма внушительный резонанс в кругах левых интеллектуалов Запада, в особенности в США. Ситуация, в которой появилась эта книга = время кризиса марксизма в связи с распадом государственных систем, избравших его своей идеологией, = толкуется, как аналогия временам, предшествующим появлению Первого Интернационала, когда все силы старой Европы объединились, по замечанию Маркса в ¦Манифесте¦, в попытке противостоять марксизму (соблазн к такому толкованию, кстати сказать, подает сам Деррида, когда говорит о необходимости создания некоторой новой общности интеллектуалов, которую он называет в ¦Призраках Маркса¦ Новым Интернационалом). | ||
|