Библиотека >> Деконструкция (Differаnсе)
Скачать 126.16 Кбайт Деконструкция (Differаnсе)
Ч.Спивак (Spivak, G.Ch. Translator's Preface. In: Derrida J. Of Grammatology. Baltimore: John Hopkins University Press, 1976, p.XI,
2 Derrida J. Positions. Paris: Editions de Minuit, 1972. p.14. 3 Derridia J. Spectres de Marx. Paris: Editions Galitee, 1993, p. 148. 4 Caputo J. Prayers and Tears of Jacques Derrida. Religion Without Religion. Bloomington & IndiannapoUs: Indiana University Press, 1997, pp.1-160. 5 Ibid., p. 142. 6 Derrida .1. Spectres dp, Marx, p. 266. -------------------------------------------------------------------------------- НЕЧТО, ОТНОСЯЩЕЕСЯ К ГРАММАТОЛОГИИ (¦DE LA GRAMMATOLOGIE¦) Имя Деррида стало известным и даже знаменитым в мировой философии в 1967 году, когда практически одновременно вышли три его работы = ¦La Voix et le Phenomene¦, озаглавленная не совсем точно в английском переводе ¦Speech and Phenomena¦ (¦Речь и феномены¦), ¦L'Ecriture et la difference¦ (¦Письменность и различие¦) и ¦De la grammatologie¦ (в английском переводе = ¦Of Grammatology¦, что и с английского, и французского языков можно перевести, как ¦относительно грамматологии¦, ¦нечто, относящееся (относимое) к грамматологии¦, хотя, строго говоря, само словосочетание ¦de la grammatologie¦ непереводимо, ибо во французском языке существительные с предлогом ¦de¦ не имеют самостоятельного употребления, а могут использоваться лишь в именных конструкциях типа ¦существительное = предлог ¦de¦ = существительное¦; здесь следует также отметить, что принятый у нас перевод названия этой книги = ¦О грамматологи覦 = неточен1). С учетом всей условности перевода, одно из возможных толкований названия этой работы Деррида и вынесено в заглавие данного раздела. ¦De la Grammatologie¦ сразу же стала наиболее известной из трех опубликованных работ молодого французского философа, которого дотоле знали преимущественно как переводчика текстов Гуссерля. Эта работа, написанная, казалось бы, в строгом академическом стиле, надолго определила отношение мировой философской общественности к Деррида, создала ему в метафизических кругах тот кредит доверия, который хотя и подрывался с выходом каждой новой книги Деррида, окончательно не исчез, и до сегодняшнего дня. Тем, кому Деррида известен преимущественно по ¦Грамматологии¦ (для удобства примем это название, хотя не следует забывать, что полное название книги = ¦Нечто, относящееся (относимое) к грамматологии¦, ¦Нечто, принадлежащее грамматологии¦; эти названия имеют, как будет показано ниже, принципиальное значение для Деррида), достаточно сложно опознать в нем автора, скажем, ¦Glas¦ (более позднего текста, озаглавленного труднопереводимым 6 французским словом, означающим особый род похоронного звона) или ¦Eperons: les styles de Nietzsche¦ (¦Шпоры: стили Ницше¦). Раздвоение стилей Деррида, столь часто анализируемое в критической литературе, представляется, однако, не столь значительным для того, чтобы говорить о полном несовпадении ¦академического¦ Деррида, автора ¦Грамматологии¦, с ¦анархиствующим¦ Деррида, автором ¦Шпор¦. Подтверждением тому может служить сама ¦Грамматология¦, где под внешним академизмом и строгостью изложения отчетливо просматриваются основные, в том числе и ¦анархические¦, идеи деконструкции (равно, впрочем, как и ¦Шпоры¦, где безудержная, казалось бы, свобода интерпретации поставлена в рамки деконструктивистской стратегии). Отклонение ¦Грамматологии¦ от традиционных канонов философского анализа начинается, по сути, уже с самого предмета исследования, т.е. с определения Деррида исходного понятия грамматологии. Грамматологией, как известно, считается область языкознания, которая устанавливает и изучает соотношения между буквами алфавита и звуками речи2. Грамматология как отрасль языкознания появилась достаточно давно, практически одновременно с языкознанием; что касается философской грамматологии, то ее возникновение относят к 18 столетию и связывают с творчеством Ж.-Ж. Руссо (хотя начатки философской грамматологии, как показывает Деррида, можно обнаружить уже у Аристотеля и Платона3). Философская грамматология рассматривается как особая познавательная дисциплина, призванная исследовать роль письменности в культуре, взаимосвязь и взаимовлияние письменности и культуры в истории общества. Хотя философская грамматология и возникла значительно позже лингвистической грамматологии, а само ее возникновение, как будто бы, связывалось с необходимостью анализа и решения таких проблем, которые, не находили своего места в языковедческих исследованиях, уже с самого своего начала философская Грамматология ясно тяготела к лингвистике: это ее устремление сохранилось и поныне. Это тяготение проявляется, по Деррида, прежде всего через устремление философской грамматологии (отчетливо прослеживаемое уже у Руссо) стать наукой, причем не просто наукой, а ¦положительной¦ наукой, что диктовало грамматологии определенные исследовательские каноны. | ||
|