Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Подобным образом того, кто, стремясь к нирване, подавляет
желание и страсти, можно сравнить с человеком, гоняющимся за своей собственной
тенью, а того, кто стремится к совершенству Будды, считая, что оно не зависит
от природы живых существ, с тем, кто молчит, но все же желает услышать эхо,
произведенное его же голосом. Поэтому и просветленный и невежда идут одной
и той же дорогой: мудрец нисколько не отличается от профана. Мы даем название
тому, что не имеет никакого названия, однако мы основываем свои суждения на
этих названиях. Мы создаем теории там, где они неуместны, и созданные нами
теории вызывают споры и разногласия. Все это призраки, лишенные реальности.
Кто может сказать, где правда? Все они пусты и бесплодны: кто знает, что существует
и чего не существует? Таким образом, приходится признать, что наше достижение
действительно не есть достижение, а потеря также не есть потеря. Я изложил
свою точку зрения, и если я ошибаюсь, то, пожалуйста, направьте меня на истинный
путь.
На это Эка ответил: Ты поистине понял, что такое дхарма: глубочайшая истина заключается в принципе единства. Вследствие неведения человек принимает драгоценный камень за осколок кирпича, но смотрите же, как только он внезапно пробуждается и достигает просветления, он видит, что перед ним действительная драгоценность. Невежда и просветленный в сущности одно: в действительности не следует искать различий между ними. Следует знать, что все веши таковы, каковы они есть. Те, кто усматривает в мире двойственность, достойны сожаления, и именно им я посвящаю это письмо. Если мы знаем, что ничто не отделяет это тело от Будды, то какой смысл тогда искать нирвану (как нечто, находящееся вне нас самих). После Эки Третьим патриархом дзэн-буддизма был Сосан (606 г.). Вот какой разговор состоялся однажды между ним и его учителем. Как повествует "История", мирянин лет сорока, страдавший фэн-ян (некоторые полагают, что это была проказа), пришел к Эке и сказал: "Я страдаю фэн-ян, умоляю, очисти меня от грехов". "Принеси мне свои грехи сюда, сказал Эка, и я очищу тебя от них". Мирянин помолчал немного, а потом, наконец, сказал: "Когда я ищу их, они исчезают". "В таком случае, я тебя уже совсем очистил. Отныне ищи убежища в Будде, дхарме и сангхе (братстве) и пребывай в них". "О учитель, спросил Сосан, я знаю, что ты принадлежишь к братству, но разъясни мне пожалуйста что такое Будда и дхарма?" Учитель ответил: "Ум это Будда, ум это дхарма: Будда и дхарма едины. То же самое можно сказать и о братстве". Это удовлетворило ученика и он сказал: "Сегодня я впервые понял, что грехи не внутри, не снаружи и не в середине, то же самое относится к уму, Будде и дхарме: все они едины".* * В Вималакирти-сутре, глава III "Ученики", мы читаем следующее: "О монахи, пусть вас не волнуют грехи, содеянные вами, сказал Вималакирти. Почему? Да потому, что грехи в сущности не внутри, не снаружи и не в середине. Как учил нас Будда: все вещи порочны, когда ум порочен, и все вещи чисты, когда ум чист, ум также не внутри, не снаружи и не в середине. Как и ум, грехи и пороки, так и все вещи они никогда не покидают чертога истины". Затем Эка принял его в монахи, и после этого он совершенно исчез для мира. О его жизни ничего больше неизвестно. Отчасти это было вызвано тем, что император династии Северная Чжоу преследовал буддизм. И только на двенадцатом году правления Кай-хуана династии Суй (592 г.), он нашел себе достойного преемника. Его звали Досин. Он однажды попросил учителя: "Пожалуйста, укажи мне путь освобождения". "Кто же и когда тебя поработил?" "Никто". "Если это так, сказал учитель, то зачем же тебе тогда искать освобождение?" Это направило молодого ученика на путь конечного освобождения, которого он достиг через многие годы под руководством учителя. Когда Сосан счел, что настало время сделать его своим преемником, он передал ему как символ духа и истины рясу, которую некогда носил Бодхидхарма, Первый патриарх дзэна в Китае. Умер он в 606 г. В то время как о жизни его в основном ничего не известно, его мысли отражены в стихотворном сочинении, известном под названием "Синьсиньмин", или "Слова доверия сердцу"*. Это произведение является самым ценным вкладом учителей, проповедовавших учение дзэна. Далее последует вольный перевод этой поэмы: * "Сердце" буквальное значение слова "синь", подразумевающее сердцевину, естество, сущность человека. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|