Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Когда мир интерпретируется духовно
или когда он, таким образом, отображается в зеркале духовного сознания, он перестает
быть объектом чувства и разума. Мир со всеми его страданиями, недостатками и
двойственностью объединяется с духовным миром, и для тех, кто достиг просветления,
страдание, несомненно, является страданием, но оно поглощается, так сказать,
их духовным сознанием, в котором все вещи, принадлежащие психологически-естественной
плоскости, обретают свое истинное значение, находясь в гармонии с "непостижимым"
планом Вселенной. Причина и следствие в этом смысле больше их не затрагивают,
другими словами, они никогда не "игнорируются". Паскаль говорит о "мыслящем
тростнике", но это мышление не следует считать простым познанием или размышлением:
оно должно означать процесс становления духовного самосознания. Важность размышления
ярко подчеркивается ранними буддистами, но махаяна настаивает на кое-чем большем.
Всякое размышление свидетельствует о некотором дуализме, так как там, где есть
объект размышления, там должен быть и разум, который размышляет. Духовное сознание
выше размышления, хотя самосознание также предполагает дуализм. Но духовное
самосознание свидетельствует о том, что не существует ни того, кто создает,
ни того, что создается духом. Сознавать и в то же время не сознавать какой-либо
конкретный объект есть поистине духовное самосознание. Это идентичность
объекта и субъекта, и именно из этого абсолютного единства берет начало мир
множественности. Пока мы связаны этой множественностью, мы не можем освободиться
от ее господства, но как только мы поднимемся в своем духовном сознании выше
нее, туда, где нет еще разделения, различения и противопоставления "этого" "тому",
мы освободимся, и вся множественность больше не будет причинять нам вреда. Но,
как я уже неоднократно объяснял, это не означает отрицания чувственного мира,
однако, когда он предоставляется самому себе, без подчинения власти духовного
мира, буддисты отрицают его. Именно по этой причине мы утверждаем, что мы гораздо
величественнее Вселенной, в которой мы живем, так как наше величие не в пространстве,
а в духе. А во Вселенной не существует ничего духовного, кроме человеческой
духовности. Мир своим величием обязан нашему величию, и все вокруг нас обретает
свое величие только благодаря нам, людям. А величие наше сознается только тогда,
когда мы достигаем духовного самосознания и в свете его рассматриваем все, что
происходит вокруг нас, и посредством такого рода самосознания мы достигаем освобождения.
Согласно легенде, когда Будда родился, он произнес: "Над небом и под небом я
один достоин почитания (достиг совершенного просветления)". Это свидетельствует
о том, что он осознал в себе величие, которое каждый из нас носит внутри себя.
Это высшее утверждение достигается через всевозможные страдания, включая умственные
и нравственные противоречия. Это высшее утверждение гласит: "Когда жарко, мы
потеем, когда холодно дрожим".
Часть VI
| ||
|