Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Ее идеал приблизиться к природе воплощается в том, что вы располагаетесь
под соломенной крышей в комнате, едва достигающей десяти квадратных метров,
которая однако отделана и обставлена со вкусом. Дзэн также стремится содрать
всю шелуху искусственности, которой человечество покрыло себя, вероятно, для
того, чтобы казаться более солидным. Прежде всего дзэн объявляет войну разуму,
так как, несмотря на его практическую пользу, он мешает нам докопаться до глубины
бытия. Философия может поставить перед разумом ряд всевозможных вопросов, но
она никогда не претендует на способность удовлетворить духовно, что должно быть
доступно каждому из нас, независимо от того, насколько слабо мы развиты интеллектуально.
Философия доступна только тем, кто интеллектуально вооружен, и не может, таким
образом, быть дисциплиной широких масс. Дзэн или, вообще говоря, религия
это отречение от всего, чем человек, по его мнению, обладает, даже от
жизни, и возвращение к высшей форме бытия, в "отчий дом", к своему отцу или
матери. Это может сделать каждый из нас, ибо мы являемся теми, кто мы есть,
благодаря ему или ей, а без него или нее мы ничто. Это можно назвать
последней стадией упрощения, так как более простых форм выражения не существует.
Чайная церемония символизирует упрощение, прежде всего, в виде незаметной одинокой
соломенной хижины, сооруженной, например, под старой сосной, причем эта хижина
является как бы частью природы, а не творением, специально созданным человеческими
руками. Когда форма, таким образом, раз и навсегда становится символом, она
допускает художественную церемонию. Само собой разумеется, что принцип церемонии
совершенное подчинение первоначальной идее, лежащей в ее основе, то есть
идее избавления от всего ненужного. Чай был известен в Японии еще до эпохи Камакуры
(1185-1338), но впервые он получил широкое распространение, как обычно полагают,
благодаря Эйсаю (1141-1215), учителю дзэна, который привез семена чая из Китая
и занялся его культивацией на монастырском земельном участке, принадлежащем
его другу. Говорят, что его книга о чае вместе с образцами чая, приготовленного
из чайных кустов, была подарена Минамото Санэтомо (1192-1219), сегуну того времени,
который однажды заболел. Таким образом, Эйсай стал известен как отец культивирования
чая в Японии. Он считал, что чай обладает определенными лекарственными свойствами
и с успехом может применяться при лечении многих болезней. По всей видимости,
он не учил тому, как следует руководить чайной церемонией, принципы которой
он, вероятно, подметил в дзэн-буддийских монастырях Китая. Чайная церемония
это своего рода прием, устраиваемый в монастыре в честь посетителей,
или угощение, которое иногда устраивается для самих монахов. Монахом, который
познакомил с этим ритуалом японцев, был Дайо, народный учитель (1236-1308).
Это произошло полвека спустя после Эйсая. После Дайо несколько монахов стали
мастерами этого искусства, и, наконец, Инкю (1394-1481), известный настоятель
Дотокудзи, обучил технике чайной церемонии одного из своих учеников, Суко (1422-1502),
художественный гений которого развил ее и с успехом приспособил к вкусу японцев.
Таким образом, Суко стал основоположником чайной церемонии и обучил ее искусству
Асикагу Есимасу (1435-1490), сегуна, который был великим покровителем искусства.
Позже Дзе-о (1504-1555) и особенно Рико внесли в чайную церемонию дальнейшее совершенствование и венчали ее тем, что теперь известно под названием "тя-ною" и что обычно переводится как "чайная церемония" или "культ чая". Натуральная чайная церемония, практикуемая в дзэн-буддийских монастырях, стоит в стороне от искусства, которое сейчас в моде среди широких слоев населения. Я часто связывал чайную церемонию с буддийской жизнью, которая во многом, кажется, несет элементы этого искусства. Чай делает ум свежим и бодрым, но не опьяняет. Он обладает качествами, которые могут быть по достоинству оценены учеными и монахами. Вполне естественно, что чай получил широкое распространение в буддийских монастырях и что монахи были первыми, кто привез его в Японию. Если чай символизирует буддизм, то нельзя ли сказать того же самого о вине в отношении христианства? Христиане широко используют вино. Оно применяется в церкви в качестве символа крови Христа, которая, согласно христианскому преданию, была пролита во имя искупления грехов человечества. Вероятно, по этой причине в средние века монахи хранили вино в погребах своих монастырей. Стоя у бочки с вином и держа в руках кружки, христиане выглядят веселыми и счастливыми. Вино сначала возбуждает, а затем опьяняет. Оно во многом отличается от чая, аналогичный контраст существует между буддизмом и христианством. Теперь мы можем видеть, что чайная церемония тесно связана с дзэном не только в ее практическом развитии, но в основном в сохранении духа, которым она пропитана. Этот дух, с эмоциональной точки зрения, выражается в "гармонии" (ва), "благоговении" (кэй), "чистоте" (сэй) и "умиротворенности" (дзаку). Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|