Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт
Введение в дзэн-буддизм.
Старое здание это "неведение" (авидья), а новое
"просветление" (самбодхи). Поэтому становится ясно, что размышление над
какой-либо метафизической или символической формулой, являющейся продуктом
нашего относительного сознания, не имеет места в дзэне.
Не достигнув сатори, никто не может постичь тайны дзэна. Это внезапное
откровение новой истины, о которой раньше человек не мог даже и мечтать.
Своего рода умственное крушение, которое неожиданно опрокидывает старые
умственные нагромождения. Высота достигла своего предела, и все здание рухнуло,
и новое небо разверзлось у вас над головой. Вода моментально замерзает,
когда ее температура понижается до определенной точки: жидкость превращается
в твердое вещество и перестает быть жидкостью. Сатори приходит к вам неожиданно,
когда вы чувствуете, что исчерпываете все свои внутренние силы. На языке
религии это новое рождение, а в аспекте морали это переоценка
своего отношения к миру. Он предстает теперь в совершенно новом свете, в
котором исчезает вся убогость двойственности, называемой в буддизме иллюзией
(майей), которая порождена заблуждающимся (викальпа) разумом (тарка).
Сатори это сущность дзэна, и без него дзэн это не дзэн.
Поэтому все пути (упая), практические и теоретические, направлены к достижению
сатори. Учителя дзэна не могут терпеливо ждать, когда сатори придет само
собой, то есть тогда, когда ему вздумается, независимо от их желания. Они
самым серьезным образом выискивают пути к тому, чтобы помочь людям сознательно
постичь истину дзэна. Их внешне загадочные формы демонстрации своего познания
истины в основном рассчитаны на то, чтобы создать у своих учеников такое
умственное состояние, которое могло бы привести к достижению просветления.
Все демонстрации умственного характера и внушительные проповеди, к которым
обычно прибегало большинство вождей религии и философии, не производили
желаемого эффекта. Ученики все дальше и дальше уходили от истины. Китайские
умы пришли в замешательство, особенно тогда, когда в Китае появился буддизм.
Китайцы не знали, как постичь сущность этой доктрины. Бодхидхарма, Эно,
Басе и другие учителя подметили это, и естественным результатом явилось
провозглашение дзэна, сатори стали ставить выше чтения сутр и научных рассуждений,
содержащихся в шастрах, и стали отождествлять его с дзэном. Поэтому дзэн
без сатори все равно, что перец без остроты. Но, с другой стороны,
мы не должны забывать, что существует такая крайность, как чрезмерное увлечение
сатори, чего также следует всеми силами избегать.
То, что дзэн считает сатори фактором первостепенной важности, подчеркивает,
что дзэн не является системой дхьяны в том виде, как ее практикуют в Индии
или других странах буддийские школы, отличающиеся от дзэн-буддизма. Под
дхьяной принято понимать своего рода медитацию или сознание, то есть концентрацию
мысли, особенно в махаяна-буддизме, на идее пустоты (шуньята). Когда ум
становится настолько тренированным, что создает состояние абсолютной пустоты,
в которой от сознания не остается и следа, и даже чувство отсутствия сознания
покидает человека другими словами, когда все формы умственной деятельности
сметаются с поля зрения, которое в таком состоянии походит на безоблачное
небо, чистую, голубую бездну тогда, как принято считать, человек
достигает совершенства в дхьяне. Это можно назвать экстазом или трансом,
но это не дзэн. В дзэне должно быть сатори; должен произойти общий умственный
переворот, разрушающий старые аккумуляции интеллекта и закладывающий фундамент
новой веры: должно иметь место пробуждение нового чувства, в свете которого
старые вещи будут рассматриваться в совершенно новом, оздоровляющем ракурсе.
В дхьяне все эти вещи отсутствуют, так как это всего лишь упражнения, успокаивающие
ум. Оно, несомненно, имеет свои собственные положительные стороны, но дзэн
не следует отождествлять с такой дхьяной. Вот почему Будда разочаровался
в своих двух учителях школы санкхья, по теории которых такие медитации представляли
различные стадии самоабстрагирования или уничтожения мысли.
Сатори это не есть видение самого Бога, как могут предположить
некоторые христианские мистики. С самого начала дзэн выдвинул свой основной
тезис, который ставит своей задачей увидеть процесс творения, а не самого
Творца. Последний может быть занят формированием своей вселенной, но дзэн
может продолжать заниматься своим собственным делом даже тогда, когда творец
будет отсутствовать. Он не зависит от его поддержки. Когда дзэн постигает
смысл жизни, это его вполне удовлетворяет.
-
Хоэн из Госодхана нередко, показывая руку, спрашивал учеников,
почему она называется рукой.
|