Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Все новички начинают
с первой стадии неведения и препятствий, достигая в конце концов Неподвижной
праджни, и когда они доходят до последней стадии, они обнаруживают, что она
стоит рядом с первой. Этому есть свое основание. Выражаясь языком фехтования,
настоящий новичок ничего не знает о том, как нужно держать меч и как с ним
обращаться, и еще меньше о том, как нужно себя вести. Когда противник пытается
нанести ему удар, он инстинктивно парирует его. Это все, что он может сделать.
Но как только начинается тренировка, его учат владеть мечом, учат тому, как
и на чем сосредоточивать ум, и многим другим техническим трюкам, что заставляет
его разум "останавливаться" на различных предметах. По этой причине всякий
раз, когда он пытается нанести удар противнику, он ощущает необыкновенную
скованность (он совершенно утратил чувство невинности и свободы, которым он
обладал раньше). Но когда проходят дни и годы, и по мере того, как его подготовка
обретает большую зрелость, его движения и техника владения мечом приближаются
к "отсутствию разума", что напоминает то умственное состояние, которым он
обладал в самом начале обучения, когда он ничего не знал, когда он был в этом
искусстве абсолютным профаном. Начало и конец становятся соседями. Сначала
мы начинаем считать "один", "два", "три" и когда наконец доходим до десяти,
мы снова возвращаемся к "одному". В музыкальной гамме можно начать с самой
низкой ноты и постепенно подняться до самой высокой ноты. Когда мы доходим
до самой высокой ноты, мы обнаруживаем, что она соседствует с самой низкой
нотой. Подобным образом, когда человек достигает высшей стадии в изучении
буддизма, он превращается в своего рода простака, который ничего не знает
о Будде, о его учении, и лишен всякой учености и знания. Неведение и препятствия,
которые характеризуют первую стадию, превращаются в Неподвижную праджню последней
стадии буддийской практики, и умственные расчеты теряются из виду, и в сознании
преобладает состояние отсутствия разума (мусин) или отсутствия мысли (мунэн).
Когда достигается высшее совершенство, тело само выполняет то, что ему предписано,
без вмешательства со стороны разума.
Буккоку Кокуси [1241-1316] из Камакуры написал следующее стихотворение: Пугало, само того не сознавая, охраняет Все просто. Пугало, имитирующее человеческую фигуру, ставят в центре рисового поля, оно держит лук и стрелу, будто собираясь выстрелить, и видя его, птицы и животные в страхе устремляются прочь. Эта человеческая фигура не наделена разумом, однако она пугает оленя. Совершенного человека, достигшего высшей стадии тренировки, можно сравнить с этим пугалом. Все предоставляется (бессознательной или рефлекторной) деятельности туловища и конечностей, тогда как сам разум не останавливается ни на одном объекте и ни на одной точке. Он также не должен находиться в каком-то определенном месте, однако он существует здесь сам по себе, без мыслей, без помех, напоминая пугало на рисовых полях. Это относится к простодушному человеку, наивный разум которого не заходит очень далеко, остается в себе и не утверждает себя. Такое отсутствие самоутверждения также свойственно тому, кто достиг высшей формы умственного развития. Но существуют некоторые люди, которые знают очень много, и именно вследствие этого они слишком высокого мнения о себе. В наши дни мы встречаем много таких примеров среди людей моей профессии, и мне поистине стыдно за них. Мы должны различать два пути тренировки: один практический, другой духовный. [Мне не нравится этот термин, используемый в этой связи, так как он страдает некой одиозностью; в японском оригинале это "ри" (ли), он обычно означает что-то трансцендентальное, нечто противоположное обычной действительности и связанное с внутренним аспектом или сверхчувствительностью вещей.] Как я уже говорил, что касается духовности, она очень проста, когда она достигается в полной мере: все зависит от того, как человек расстается со своим Неведением и Препятствиями и достигает состояния отсутствия разума. [По-японски все предложение читается так: "Тада иссин но сутэ е нитэ соро", в буквальном переводе это значит: "Все зависит от того, как человек отказывается от своего собственного разума". В этом случае "разум" не есть "Абсолютный разум", а "разум наш повседневный", то есть "разум неведения и препятствий, который останавливается на предмете или переживании, с которым он может столкнуться, и отказывается вернуться вновь к своему естественному состоянию текучести или пустоты, в которой отсутствует разум".] Это уже развивалось шаг за шагом. Но тренировкой детальной техники также не следует пренебрегать. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|