Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
За счет мышления, за счет постоянного мышления
у нас развивается способность видеть, предполагать и планировать заранее, что
свидетельствует о том, что мы свободны и не всегда связаны "неизбежными законами"
природы. Поэтому карма, являющаяся этической оценкой наших действий, обнаруживается
только в людях. Фактически, как только мы появляемся на свет, наша карма присоединяется
к нам. Мы не только окутаны своей кармой, мы также знаем об этом. Может быть,
было бы лучше сказать, что мы это карма, а карма это мы; более
того, все мы сознаем этот факт, и в то же время сам факт, что мы осознаем бремя
кармы, является духовной привилегией человечества. Эта привилегия, заключающая
в себе свободу, означает, что мы в состоянии подняться выше кармы. Мы же должны
помнить, что свобода и независимость от кармы сопряжены как с борьбой, так и
с ответственностью; а борьба как результат свободы означает страдание; там,
где нет страдания, являющегося следствием того, что мы осознаем бремя кармы,
там невозможно достичь духовного опыта, который ведет туда, где стираются все
различия. Пока мы решительно не настроены на страдание, мы не сможем наслаждаться
духовной привилегией, дарованной нам, человеческим существам. Мы должны в полной
мере использовать страдание и, принимая рабство кармы настолько, насколько оно
распространяется, решительно и смело встретить все формы страдания и посредством
этого получить право стать выше их. В проблеме кармы мы опять сталкиваемся с
противоречием, серьезность которого усугубляется тем, что оно связано с самой
жизнью: это противоречие жизни и смерти. Пока мы остаемся в плоскости рационального
мышления, мы можем некоторое время не обращать на него внимания, как на нечто,
не имеющее жизненно важного для нас значения. Но когда вопрос коснется жизни
в ее самом глубоком аспекте, нам нелегко от него отделаться. Если карма
это сама жизнь человека и если нет другого пути освобождения от нее, кроме избавления
от жизни, что означает самоуничтожение, то может ли вообще существовать какое-либо
освобождение? Без освобождения не может быть никакой духовной жизни. Мы не можем
страдать вечно, какова бы ни была судьба современного человека.
Просто осознавать карму это не больше, чем броситься в пламя ада. Бог не возложил бы на нас этой формы наказания, какими бы дурными мы ни были. Разве в том, что мы признаем карму, нет, в конце концов, чего-то, что избавит нас от нее? Но в этом случае одно явно противоречит другому. Мы обнаруживаем, что очертя голову бросились в вечный водоворот судьбы человеческой. Противоречие кармы, поскольку оно является противоречием, должно быть разрешено таким же образом, как противоречие ее двойника разума. Это умственное противоречие разрешалось тем, что мы вступили в область, в которой отсутствует различение: таким же образом противоречие кармы должно быть разрешено вступлением в сферу отсутствия кармы. Где она? Она там, где мы стали сознавать карму как основу всякой человеческой деятельности. Понимание этого указывает на путь к освобождению. Человеческая привилегия на самоосуждение или самооценку является также ключом к самоосвобождению. Именно потому, что мы наделены самосознанием оценивать свои поступки, нам разрешено заглянуть в сферу, где отсутствует всякое человеческое суждение такого рода, то есть туда, где карма сливается с отсутствием кармы и отсутствие кармы с кармой. Другими словами, поскольку мы люди, мы не можем уйти от кармы, так как карма это мы, она будет преследовать нас повсюду, подобно нашей собственной тени, но вследствие этого мы способны избежать ее, то есть подняться выше нее. Обычно нас угнетает сознание бремени кармы, что выражается нами в форме духовного стремления подняться выше себя или приблизиться к Богу за счет самосовершенствования или очищения, если оно возможно. Пользуясь языком рационального мышления, можно сказать, что прочное сознание кармического рабства не может быть не чем иным, как состоянием размышления; но в глубине души мы чувствуем, что это сознание укоренилось гораздо глубже и исходит из сокровеннейшей глубины нашего "я", которое каким-то образом связано с чем-то идущим за пределы самого себя. Мы чувствуем, что наша борьба с кармой диктуется этим Непостижимым, как и само размышление есть не что иное, как его отражение. Если бы не этот фактор, у нас не было бы ни стремления, ни борьбы, ни страдания, ни какого-либо горя. Таким образом, сознание кармы всегда связано с внутренним побуждением: без этого побуждения в сердце человека не было бы сознания кармы в его разуме, и поэтому мы знаем, что карма связана с отсутствием кармы, именно отсутствие кармы так упорно прорывается в область кармы, заставляя последнюю чувствовать, так сказать, неудобство и раздражение. Вот почему я говорю, что сознание кармического рабства, несомненно, прокладывает путь к избавлению от него: само то, что мы испытываем острое духовное страдание, является залогом того, что мы сможем, в конце концов, подняться выше него. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|