Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Поэтому, чтобы понять их, мы должны сами стать
весенними цветами и солнцем, мы должны углубиться в их сокровенную суть. Когда
мы воспроизведем ту же самую психическую атмосферу, находясь в которой учителя
дзэна изрекали эти коаны, мы поймем их. Таким образом, учителя избегают всякого
рода словесных объяснений, которые служат возбуждению в умах учеников рассудочного
интереса к разгадке их тайны. Поскольку рассудок является самым крупным препятствием,
или, скорее, смертельным врагом, по крайней мере, в начале изучения дзэна, он
должен быть на время изгнан из сознания. Коан фактически является большой преградой
для рассудка. По этой причине дзэн всегда склонен придавать большее значение
психическим факторам, чем концептуализму, поскольку эти факторы носят характер
непосредственного переживания и оказываются вполне удовлетворительными, они
неумолимо взывают к "ищущему и пытливому" уму последователя дзэна. Ввиду того,
что в дзэне ценятся факты личного переживания, мы имеем такие коаны, как "высохшая
половая тряпка" Уммона, "кипарис" Дзесю, "три циня хлопка" и т. д. Все эти предметы
хорошо знакомы каждому из повседневной жизни. По сравнению с такими индийскими
выражениями, как "Все в пустоте, нерожденной и беспричинной", или "Вся Вселенная
умещается в одной частице пыли", какими близкими сердцу кажутся китайские выражения.
Вследствие этого дзэн лучше приспособлен к цели исключения рассудка и направления
нашего эмпирического сознания в его более глубокие области. Если мы хотим достичь
духовного опыта совершенно другого порядка, который положит конец всем нашим
поискам в борьбе, то следует использовать нечто, вовсе не принадлежащее категории
рассудка. Точнее, нечто, лишенное логики, иррациональное, не поддающееся скальпелю
рассудка, должно стать особым свойством дзэна. Таким образом, упражнение коан
явилось естественным развитием дзэна в исторической борьбе за достижение высшей
реальности. За счет коана весь механизм нашего психического аппарата призван
повлиять на созревание состояния сознания, называемого сатори.
4. ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ДУХА ВОПРОШЕНИЯКак уже было сказано, предварительная подготовка последователя дзэна перед тем, как он приступает к упражнению коан, преследует следующие цели:
Не обладая этими пятью качествами, он не может надеяться даже на успешное доведение до конца упражнения коан. Даже если он будет обладать всеми этими качествами, то он может сомневаться в том, что коан является самым эффективным средством достижения цели. Например, его может больше привлекать метод школы тэндай или сингон или повторение имени Будды, как это делают последователи секты Чистой земли, или повторение даймоку в секте нитирэн. Здесь вступает в силу то, что можно назвать его религиозными особенностями, обусловленными предыдущей его кармой. В этом случае он не может быть истинным последователем дзэна и тогда должен каким-нибудь другим способом достигать своего освобождения. Даже среди последователей дзэна имеются люди, не верящие в коан и считающие его чем-то искусственным; в действительности они идут даже дальше и утверждают, что и само сатори является некоторого рода наростом, который не принадлежит истинной системе дзэна. Большинство приверженцев японской дзэн-буддийской школы Сото принадлежит к этой категории противников коана. Такое расхождение во взглядах на эффективность упражнения коан и опыт сатори объясняется, пожалуй, различным философским истолкованием дзэна последователями Сото и Риндзая. Что же касается практики дзэна, то и те и другие следуют за Бодхидхармой и Эно. Как бы там ни было, следует верить в коан, если вы хотите использовать его для пробуждения сатори. Теперь возникает вопрос: как удерживать коан по крайней мере первый коан в поле сознания так, чтобы он был его центром, когда вы задались целью постичь его смысл? Он явно не подчиняется законам логического мышления, так как имеет целью отрезать все пути к размышлению и воображению. Например, когда практикующему дзэн дают "му" что он должен с ним делать? Он, несомненно, не должен думать о нем, потому что в этом случае никакое логическое мышление невозможно. "My" ничего не означает, поскольку его нельзя мысленно связывать ни с собакой, ни с Буддой: "му" простое и чистое. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|