Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Таким образом,
"праджня" это "ачинтья", "вне мышления", или "безмыслие". Всякое мышление
включает в себя различение на "это" и "то", так как мыслить значит делить
и анализировать. "Ачинтья", безмыслие, означает не делить, то есть идти за пределы
всякого логического рассуждения и все буддийское учение вращается вокруг
этой центральной идеи безмыслия, отсутствия мышления, отсутствия разума или
"ачинтья-праджня", показывая, что никакая духовная истина не может быть постигнута
посредством логического рассуждения. Повторяю, духовный мир неразличения и неразграничения
не существует сам по себе, отдельно от мира логического рассуждения, ибо если
бы он был отделен от последнего, он не был бы миром неразличения и не имел бы
никакой жизненно важной связи с нашей повседневной жизнью. В своей философии
буддисты упорно настаивают на соединении воедино двух противоречащих друг другу
терминов: различение и неразличение, мышление и безмыслие, рациональность и
иррациональность, и т.д. Кроме того, они требуют, чтобы мы не мешали логическим
мышлением слиянию противоположностей, так как по законам формальной логики такое
слияние есть верх абсурда. Вместо этого они предлагают нам испытать само слияние,
где "безмыслие" фактически оказывается перемешанным со всеми формами мысли,
то есть, в действительности постичь тот факт, что само сознание не может существовать,
если его отделить от его основания абсолютной бессознательности. Но испытать
это нужно не психологически, а духовно. Испытать эту истину духовного слияния
означает понять иррациональную рациональность неразграничения, постичь, что
два противоречащих друг другу термина идентичны, то есть А есть не А и не А
есть А; это значит стать самой праджней, где нет различения между субъектом
и объектом, однако это различие ясно воспринимается это есть различение
без различения и разграничение без разграничения. Само собой разумеется, что
это лишено всякого смысла на плоскости рационального мышления, однако совершенно
необходимо достичь глубокого проникновения в суть этой основной истины абсолютного
тождества противоположностей. Это прозрение, реализация, постижение или интуиция,
как бы мы его ни называли, означает пробуждение праджни, достижение бодхи, или
просветления, достижение совершенства Будды и погружение в Нирвану, рождение
на Чистой Земле, рай в понимании Запада; в индийской философии это называется
"вторым рождением"; в Новом Завете это "отказ от жизни во имя обретения
ее".
Подходя к вопросу практически, можно сказать, что религия требует, чтобы мы оставили все, что по той или иной причине взвалили на себя и что в действительности нам не принадлежит. Мы надеваем на себя так много одежды под предлогом защиты от простуды, но на деле для того, чтобы выглядеть величественнее, чем мы есть. Мы строим дома в гораздо больших масштабах, чем нам действительно требуется, потому что мы желаем продемонстрировать свое богатство, общественное положение или политическую власть. Но эти вещи являются придатками, которые ни на йоту не увеличивают наш действительный рост. Если мы глубоко исследуем наше собственное существо, мы поймем, что эти придатки, в конце концов, не имеют с ним ничего общего. Когда мы сталкиваемся лицом к лицу со смертью, нам некогда о них думать. Даже то, что мы считаем своим телом, ощущается нами как нечто постороннее, не принадлежащее нам. "Духовный человек" не зависит от чего-либо внешнего. Принимая ванну, мы узнаем истинного человека, как однажды заметила императрица династии Тан, когда она предложила буддийским монахам принять ванну. Когда человеку нечем оградить себя от взоров посторонних, он приходит в себя. Вот где мы стоим совершенно свободно от различений и разграничений. Несмотря на то, что последними не следует пренебрегать, не следует их ни игнорировать, ни отрицать, мы должны будем рано или поздно, если мы стремимся к совершенному просветлению, увидеть себя обнаженными в духовном зеркале. Стоять нагим, без мирских титулов, рангов и материальных придатков; быть самим собой, быть в абсолютном одиночестве вот где Будда разговаривает с Буддой, вот где "я семь до того, как появился Авраам", вот где можно сказать: "Тат твам аси" (Ты есть то). Интересно отметить, что Паскаль в своих "Мыслях" говорит о различии между сердцем и разумом, что Бог ощущается не разумом, а сердцем, что Бога чувствуют сердцем что есть вера, а не разум. Самое лучшее, чего может достичь разум, это "признать, что существует бесконечность вещей, которая выше его". Функция разума состоит в отказе от себя и в подчинении чувству, то есть сердцу, "которое имеет свои разумы, неведомые разуму". Как говорят буддисты, праджня, сердце имеет свой собственный рассудок, который совершенно не поддается демонстрации или разграничению виджняны, разума. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|