Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Но если бы только тот монах оставил те позиции,
на которых он так упорно стоял, все стало бы ясно... Выражение "Я этого также
не знаю" указывало монаху путь, но раз он им не воспользовался, то не было нужды
продолжать, разговор дальше. Другими словами, мы можем сказать: последний вопрос
или, скорее, аргумент монаха: "Если вы не знаете, то почему вы говорите, что
не пребываете в прозрачной пустоте?" это вопрос который постоянно задают
все интеллектуально развитые люди, однако никому из них не удается найти конечное
решение, несмотря на весь их ум. Этот факт очень важен. К этому вопросу следует
подходить иначе: может быть сам вопрос является ответом? Когда ответ ищут вне
вопроса, он не ведет никуда, то есть человек снова приходит к первоначальному
вопросу, после целого ряда возможных ответов. Дзесю испытал это на собственном
опыте и в конце концов пришел к выводу, что сам вопрос является утверждением.
Мы разумно спрашиваем: "почему", "что", "откуда" или "как", ожидая ответа в
форме утверждения, но ответ заключен в самом вопросе. На "почему" мы ответим
"почему?!", добавив восклицательный знак, однако не для выражения удивления
или какого-либо сомнения. "Я этого также не знаю". "Хватит спрашивать. Кланяйся
и уходи". Пока мы не покинем нашу плоскость отбора и выбора и не поднимемся
на более высокий план мышления, на котором обитает "праджня", мы никогда не
сможем понять внутреннего состояния Дзесю и постичь смысл этих двух его утверждений.
Ради сохранения целостности я приведу ниже все мондо полностью. Дзесю часто говорил: "Совершенный Путь не сложен, просто на нем нет отбора и выбора. Как только вы начинаете что-либо утверждать, имеет место отбор и выбор. Существует прозрачная пустота, но я не пребываю в этой прозрачной пустоте. Достаточно ли вы, однако, уделяете ей внимания?" Один монах поднялся и спросил: "Если вы не пребываете в этой прозрачной пустоте, то на что вы обращаете внимание?" Дзесю сказал: "Я этого также не знаю". Монах продолжал: "Если вы не знаете, то почему вы говорите, что не пребываете в этой прозрачной пустоте?" Дзесю закончил: "Довольно спрашивать. Кланяйся и уходи". Сэте, живший во времена династии Сун и собравший сто дзэн-мондо для Хэкиган-Сю, написал к этому мондо стихотворение-комментарий, которое в точном переводе гласит: Совершенный Путь не сложен, Позвольте мне перефразировать эти строчки, которые, как я уверен, едва ли поймет большинство читателей. "Совершенный Путь не сложен", так сказал Третий патриарх, и в этом горячо убежден Дзесю. Ведь действительно он вовсе не так труден, как нам может показаться, так как каждое слово и каждая произнесенная нами фраза находится в гармонии с самым совершенным Путем. Не только тогда, когда он утверждается, а даже тогда, когда он отрицается, совершенный Путь простирается перед вами во всей своей полноте и не становится ни лучше, ни хуже. Как это так? Когда вы утверждаете единое, обнаруживается, что множество включается в него. "Один" только тогда "один", когда существует множество. Один это множество. Когда вы говорите о "двух" субъекте и объекте, разуме и материи, познающем и познаваемом, Боге и мире, Будде и Сарасвати, в действительности это не "два" и не "один". Хотите узнать тайну этого парадокса? Посмотрите на небо, и вы увидите, как солнце восходит утром и как луна постепенно исчезает за облаками. Посмотрите из окна вашего убежища в горах, вдали от людей. Как красива долина, лежащая внизу! Какую свежесть и прохладу несет ручей! Здесь нет ничего тайного, все перед вами. Но если вы все еще признаете, что не способны понять этой тайны, я скажу, что вам нужно делать. Совершенно очистите свой разум от всех предвзятых идей, чувств, грез и всяких других вещей, являющихся продуктом основного предрассудка, называемого "отбором и выбором"; пусть ваше так называемое "сознание" уподобится высохшему черепу, в котором не осталось ни следа жизни; и когда это будет доведено до совершенства о чудо! вы услышите пение дракона даже в гуще мертвого леса неосознанного, где, как вы думали раньше, нет никаких жизней. Произошло возрождение: вы обрели новую жизнь, феникс поднялся из пепла, лотос цветет в пылающем огне. Это откровение дзэна. Это поистине трудно. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|