Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Если учитель находит убежище в утверждении "совершенный Путь
не сложен" и не знает, что с ним делать дальше, он копает себе могилу, и заживо
хоронит себя в ней. Абсолютное утверждение должно быть динамичным, а не статичным
и поэтому не мертвым: оно должно распуститься, как прекрасный цветок среди сорной
травы. Оно должно быть жизненным и творческим: поющий дракон должен танцуя выйти
из мертвого леса. "Отбор и выбор" должен быть прямым следствием состояния, в
котором они отсутствуют, то есть прозрачной пустоты. "Бедо соку сябэцу" и "сябэцу
соку бедо" должны быть живым фактом, а не простым словесным, бессодержательным
утверждением. "Совершенный Путь" учителей не состоит в том, чтобы прятаться
за него с умным видом. Если человек вообще претендует на звание адепта дзэна,
он должен знать, как, избегая множества слов, делать дело. Вопрос монаха очень
серьезен. Если бы он был задан кому-нибудь другому, то он бы очень озадачил
последнего, но человек, стоящий перед ним, был сам Дзесю, один из величайших
учителей дзэна, особенно славившийся точностью употребления слов. Эно справедливо
замечает, что если бы это не был такой великий, опытный адепт, как Дзесю, то
было бы действительно очень трудно принять такой вызов. Посмотрите, однако,
как легко Дзесю минует ловушку, так хитро устроенную. Его наивный ответ, внешне
походящий на своего рода защитительное признание, заставляет монаха вовсе замолчать.
"Меня об этом спросили пять лет назад, и с тех пор я не знаю, как ответить".
Извинение это, признание или уклонение от ответа? Если нет, то что это может
быть такое? Что заставило этого дерзкого монаха замолчать? Именно поэтому некоторые
люди говорят, что дзэн трудно понять. Это действительно так.
То, что походит на извинение, в действительности является самым откровенным утверждением, при помощи которого только и можно охарактеризовать абсолютный принцип. Дзесю не диалектик, он не привык к спору, он всегда говорит по существу, и поэтому никто не может ему что-либо возразить. Это утверждение высшего характера, вы должны либо всецело принять его, либо отвергнуть, половинчатость в этом случае невозможна. По словам Эно, в Дзесю нет трещины, в которую можно было бы вбить клин опровергающей аргументации. Я могу здесь добавить еще несколько слов, хотя, может быть, в этом нет особой необходимости. Дзесю признается, что в течение последних пяти лет он пытался найти удовлетворительный ответ на этот вопрос, который может прийти в голову любому умному человеку, но безуспешно. По правде говоря, все мудрецы с давних времен, с начала пробуждения сознания во Вселенной снова и снова задают тот же самый вопрос, и какой окончательный ответ можно дать на него? Что можно сказать, кроме: "Я не знаю"? Это действительно окончательный ответ на вопрос относительно загадки мира. Но не забывайте, что это не есть признание неведения с точки зрения разума, с точки зрения отбора и выбора. Внешне это признание неведения, но быть невеждой в таком смысле означает предел мудрости или сверхразума. В связи с этим "я не знаю" это самый удовлетворительный ответ для самого серьезного и пытливого ума: в нем нет ничего отрицательного и это абсолютное утверждение, несмотря на его отрицательную грамматическую форму. Одного учителя дзэна спросили: "Какое явление в мире можно назвать самым удивительным?" Учитель дал следующий ответ: "Я сижу здесь один в горах". Это утверждение, но есть ли какаянибудь разница, с точки зрения высшего значения вещей, между отрицательным "я не знаю" и утвердительным "я сижу здесь"? "Я сижу здесь один" это действительно самое удивительное явление, и знаете почему? "Нет, я не знаю", но "Я есть", все равно. Это поистине удивительно. Другой учитель дзэна, увидев приближающегося монаха, широко открыл ворота и приветствовал его вопросом: "Что это такое?" Приветствие было повторено монахом с той же интонацией: "Что это такое?" После этого учитель кивнул и удалился к себе. Что еще мы можем сказать, кроме: "я сижу здесь один", "что это такое?" или "я не знаю"? Что еще мы можем сказать, кроме как кивнуть и пойти к себе? Все это указывает на один и тот же факт, на одну и ту же истину, на одно и то же переживание и когда одно из этих утверждений или поступков понято, понимание остального постепенно приходит. В монастыре Тосо жил один отшельник, философ по имени Содо. Он был самым серьезным образом занят проблемой отыскания "совершенного Пути". Его учителем был Сэте. Наконец он добился своего, и когда однажды учитель спросил его ответа, Содо-отшельник просто закричал: "Ах ты, зверь этакий!" Разве не возмутительно отвечать таким образом на спокойный вопрос учителя? Но мы должны заметить, что это может сделать только тот, кто имеет основание вести себя так оскорбительно по отношению к учителю и что учитель действительно вполне удовлетворяется тем, что его ученик совершенно игнорирует условность нашей мирской жизни. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|