Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт
Введение в дзэн-буддизм.
Две тенденции квиетизма,
или школа "безмолвного озарения", и интуитивизм, или школа абстрактного
опыта, с самого начала вели скрытую и порою открытую войну друг с другом.
В силу этих условий упражнение коан, введенное учителями дзэна X и XI столетий,
было призвано выполнять следующие функции:
- Популяризировать дзэн с целью противодействия его врожденной аристократичности,
которая вела его к гибели.
- Дать новый стимул развитию дзэна и ускорить таким образом созревание
дзэн-сознания.
- Подавить рост интеллектуализма в дзэне.
- Спасти дзэн от погребения заживо во тьме квиетизма.
Из множества отрывков, касающихся упражнения коан, которые
цитировались выше, можно сделать следующее психологическое заключение:
- Коан дается ученику прежде всего для того, чтобы вызвать напряженное состояние
сознания.
- Рассудок временно бездействует, то есть более поверхностная деятельность
разума успокаивается, так что более глубокие, центральные части его, которые
обычно глубоко скрыты, могут быть вытащены на поверхность, где их заставляют
выполнять свои естественные функции.
- Эмоциональные и волевые центры, являющиеся действительной основой личности,
подвергаются предельному напряжению при решении коан. Вот что имеет в виду
учитель дзэна, говоря о "могучей вере" и "могучем духе вопрошения" как о
двух силах, необходимых для успешного обучения последователей дзэна. Тот
факт, что все великие учителя были готовы пожертвовать собою во имя овладения
дзэном, свидетельствует о величии их веры в высшую реальность, а также о
силе их духа вопрошения, называемого "поиском выхода", который ни на секунду
не прекращает свою деятельность, пока не достигнет цели, то есть пока не
окажется в самой Боддхате.
- Когда такая умственная интеграция достигает своего предела, возникает
некое нейтральное состояние сознания, которое религиозные психологи ошибочно
называют "экстазом". Это состояние сознания в дзэне существенно отличается
от обыденного экстаза. Различие в следующем: экстаз это состояние,
в котором подавляется умственная энергия, в то время как разум предается
пассивному созерцанию. Состояние сознания в дзэне, наоборот, вызывается
интенсивнейшим, активным напряжением всех основных элементов человеческой
личности. Все они в этом случае положительно сосредоточены на одном мысленном
объекте. Это состояние называют "состоянием единства" (экагра). Оно также
имеет название "дайги" или "фиксация". Это точка, в которой эмпирическое
сознание со всем его содержанием, как сознательным, так и бессознательным,
находится на грани выхода за свои пределы, когда разум соприкасается с неизвестным,
потусторонним и бессознательным. В экстазе нет такого соприкосновения или
перехода, так как это статический предел, не позволяющий идти дальше. В
экстазе нет ничего похожего на "прыжок в пропасть" или "сознательное лишение
опоры".
- В конце концов то, что поначалу кажется временной приостановкой всех психологических
функций, неожиданно насыщается новыми энергиями, о которых раньше трудно
было даже мечтать. Такое внезапное преобразование часто происходит благодаря
вторжению звука, зрительного впечатления или благодаря какому-нибудь моторному
акту. Глубокое прозрение рождается из тайников сознания, когда открыт новый
источник жизни, и тогда коан открывает все тайны. Дзэн-буддисты дают следующее
философское объяснение этим психологическим фактам. Само собой разумеется,
что дзэн это не психология и не философия, а переживание, насыщенное
глубоким значением и живым, величественным содержанием. Это высшее переживание,
истинность которого не оставляет ни малейшего сомнения. Только высшая истина,
не являющаяся продуктом относительного знания, удовлетворяет все человеческие
нужды. Она должна исходить непосредственно изнутри: нельзя полагаться на
какие-либо внешние авторитеты. Даже учения будд и беседы учителей, какими
бы глубокими они ни были, не могут явиться принадлежностью человека, поскольку
они не были ассимилированы его существом, что означает, что они должны непосредственно
вырасти на основе его личного жизненного опыта. Такое постижение истины
называется сатори. Все коаны являются выражением сатори, исключающими умственное
размышление отсюда их странность и непостижимость.
Учитель дзэна, со своей стороны, не делает никакой сознательной
попытки сделать эти утверждения, ведущие к сатори, странными и логически неудобоваримыми.
Эти утверждения исходят из глубины его существа. Они походят на цветы, распустившиеся
весной, и на лучезарное солнце.
|