Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Однако учитель не дал ему, так сказать, прямого
ответа, но стоял на одном уровне со своим августейшим вопрошателем, то есть,
находясь в мире различения, он просто махнул веером, который был у него в руках,
и сказал: "Я недавно наслаждался купанием в ветре Верховного". Здесь мы имеем
поэтическое упоминание о мелком, спокойном весеннем ветерке, который приносит
нам всем такое удовольствие, какое получает миролюбивый народ от мудрого, правильного,
духовно развитого вождя. Дайто воспользовался своим веером как символом весеннего
ветра абсолютного состояния, духовной безмятежности и отдыха, которые он приносит
с собой, и связал его с милостью Верховного. Но где пребывает Абсолют, находящийся
вне множественности? Император это один абсолют, Дайто другой,
а читающий эту лекцию третий; множество абсолютов, и в то же самое время
они пребывают в одном Абсолюте. Различение есть неразличение, а неразличение
различение. Основная идея буддизма это уход за пределы мира противоположностей,
мира, созданного умственным различением и эмоциональным загрязнением; это открытие
духовного мира неразличения, которое включает в себя достижение точки зрения
абсолютной. Однако Абсолют ничем не отличается от мира разграничения, так как
думать иначе означало бы противопоставить его различающему разуму и, таким образом,
создать еще одну двойственность. Когда мы говорим о каком-то абсолюте, мы склонны
думать, что он, являясь отрицанием противоположностей, должен быть противопоставлен
разграничивающему разуму. Но думать так это фактически низводить Абсолют
до мира противоположностей, что создает необходимость введения понятия о более
высоком Абсолюте, которое будет содержать и то и другое. Короче говоря, Абсолют
пребывает в мире противоположностей и не отделен от него. Внешне это выглядит
противоречием, и мы не сможем понять его, пока будем оставаться в мире различения.
Если мы уйдем за пределы этого мира, нам это не поможет, как не поможет и пребывание
в нем. Отсюда умственная дилемма, которую мы упорно, но тщетно пытаемся решить.
Учитель Дайто указал на эту тщетность. Не сказав ничего о главном, он просто
взмахнул веером и в поэтической форме упомянул о высшей добродетели. Дайто не
тратил времени на попытку убедить императора при помощи аргументации, так как
он знал, что если и можно понять истину, то только через саму жизнь, которой
мы живем все, включая даже саму августейшую персону, а не через простые разговоры
об Абсолюте. Дайто умышленно не затрагивал вопроса об "одиноком Едином", с которым
император хотел установить личный контакт. Он не имел желания вести императора
по обыкновенному пути рассуждения: "одинокий Единый" должен оставаться наедине
с самим собой, то есть, вне различения и разграничения и в то же время постоянно
с ними и в них. Для демонстрации этого Дайто прибег к помощи самого эффективного
жеста: "Абсолют одинокий Единый, не только взмахнул веером учителя, кроме
того, он является учителем, императором и всем, чем угодно". Из этого ясно,
что для того, чтобы понять буддизм и, фактически, всякую религию, мы должны
пойти за пределы разума. Функция разума состоит в отличии "этого" от "того",
в разделении "одного" на "два"; поэтому когда требуется "один", а не "два",
то чтобы уловить его, должно оперировать нечто другое. Однако этот "один" постижим
только в связи с "двумя", причем эта связь не означает того, что "один" противопоставляется
или обусловливается "двумя", в противном случае он не был бы больше Абсолютом,
а был бы "одним" из "двух". "Один" должен быть найден в "двух", вместе с "двумя",
и, в то же самое время, вне "двух", другими словами, неразличение существует
в различении, а различение в неразличении. Выражая мысль прямее и точнее, различение
это неразличение, а неразличение это различение. Это есть не отрицание
интеллекта или прекращение рассудочной деятельности, а попытка достичь ее основы
посредством отрицания утверждения. Только за счет этого двойного процесса
рассудок может превзойти себя. Без этого он никогда не сможет выпутаться из
сети противоречий, сплетенных им самим.
Прибегая к терминологии христианского опыта, мы можем сказать, что это жизнь во Христе за счет смерти по отношению к Адаму, или воскрешение Христа из мертвых. Апостол Павел говорит: "И если Христос не воскреснет, то значит, тщетна проповедь наша, и вера ваша также тщетна". Прежде чем воскреснуть, нужно умереть, и это воскрешение осуществляется при помощи веры, а не при помощи рассудка. Слияние противоположностей, самоидентичность различения и неразличения, достигается верой, которая представляет собою личный опыт, открытие "праджнячаксу" (ока трансцендентальной мудрости), постижение непостижимого. (Согласно Экхарту, это "око, которым Бог меня зрит".) Чаксу не имеет никакой конкретной реальности в виде объекта зрения; когда говорят, что оно видит что-то, это "что-то" есть не что иное, как само око, оно само: чаксу видит себя, будто вовсе не видя, так как его зрение есть не зрение. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|