Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Он
сама "справедливость", справедливость, являющаяся естеством вещей; быть "справедливым"
означает быть "соно-мама", следовать по пути "каждодневного сознания", "есть,
когда голоден, и отдыхать, когда устал". В этом духе я интерпретирую следующие
слова Экхарта: "Если бы я вечно выполнял волю Божью, я бы был действительно
целомудрен и свободен от ярма идей, каким я был до рождения своего". "Целомудренность"
состоит в освобождении от оков всякого рода рассудочной деятельности, в ответе
"да, да", когда ко мне обращаются по имени. Я встречаю на улице друга, он говорит:
"Доброе утро", и я отвечаю: "Доброе утро". А христианскому образу мышления,
вероятно, будет соответствовать следующее: "Если бы Бог попросил ангела снять
гусеницу с дерева, ангел с радостью сделал бы это, и испытал бы блаженство,
что исполнил волю Бога". Один монах спросил учителя дзэна: "Мне известно, что
один древний мудрец сказал: "Я поднимаю штору и встречаю ясный день; я передвигаю
стул, и меня приветствует голубая гора". Что имеется в виду под словами: "Я
поднимаю штору, и встречаю ясный день?" Учитель сказал: "Пожалуйста, подай мне
тот кувшин". "Что имеется в виду под словами "Я поднимаю стул и меня
приветствует голубая гора?" "Пожалуйста, поставь кувшин на место", такой
ответ был дан учителем. Все эти мондо могут показаться бессмысленными, и читатель
может заключить, что они совершенно не имеют никакого отношения к предмету обсуждения
"жизни в свете вечности". Такое критическое замечание неизбежно с точки
зрения обыкновенного человека, живущего в мире. Но давайте послушаем, что говорит
Экхарт, один из величайших мистиков христианского мира, о "мгновении настоящего",
что является не чем иным, как самой вечностью:
Мгновение настоящего, в котором Бог сотворил первого человека, мгновение настоящего, в котором исчезнет последний человек, и мгновение настоящего, в которое я сейчас говорю, едины в Боге: в нем есть только одно "сейчас". Я читаю весь день, никуда не выходя из комнаты, и чувствую усталость, Я поднимаю штору и встречаю ясный день. Я передвигаю стул на веранде и смотрю на голубые горы. Я глубоко вздыхаю, наполняя легкие чистым воздухом, и чувствую себя совершенно освеженным. Я завариваю чай и выпиваю одну или две чашки. Кто скажет, что я не живу в свете вечности? Я должен помнить, однако, что все это есть моменты нашей внутренней жизни, приходящей в контакт с вечностью и пробуждающейся до сознания "момента настоящего", который является вечностью, и что вещи и события, составляющие нашу внешнюю жизнь, здесь не представляют никаких проблем. VIЯ снова процитирую проповедь Экхарта: В вечности Отец сотворяет Сына по образу и подобию Своему. Слово было от Бога, и Слово было Богом. Подобно Богу, оно имело Его природу. Более того, я скажу, что Бог породил Его в моей душе. Не только душа есть подобие Его, а Он подобие ее, но, кроме того, Он в ней, так как Отец порождает Сына Своего в душе точно так же, как и в вечности, иначе быть не может. Он должен сделать это, хочет Он того или нет. Отец непрестанно порождает Сына своего и, более того, Он порождает меня не только как сына Своего, но Самого Себя и Себя Самого как меня. Порождая меня в Своей собственной природе, Своем собственном существе. В этом сокровенном источнике я сотворен Святым Духом, в Нем единая жизнь, единое бытие, единое действие. Все творения Бога едины, и поэтому Он порождает меня так же, как Своего Сына, не зная никакого различия. Довольно смелое высказывание, не правда ли? Тем не менее его абсолютной истинности отрицать нельзя. Однако мы не должны забывать, что истина, содержащаяся в проповеди Экхарта, может быть постигнута только в свете вечности. Пока мы будем оставаться созданиями, ограниченными временем и действующими по своей воле, а не по воле Бога, мы никогда не найдем в себе Бога. Когда используются такие христианские символы, как "Бог", "Отец", "Сын", "Святой Дух", "рождение" и "подобие", читатель может поинтересоваться, какой смысл придают этим терминам буддисты? Дело в том, что символы это, в конце концов, просто символы, и если их внутреннее значение понято, они могут быть использованы любым способом, каким только человек пожелает. Сначала мы должны постичь значение, отбросив исторические и экзистенциальные препятствия, связанные с этими символами, и тогда мы все, и христиане и буддисты, сможем познать истину. Говорят, что библейский Бог открыл свое имя Моисею на горе Синай, сказав: "Я есть тот, кто есть". Это самое мудрое изречение, так как все наши религиозные, духовные или метафизические переживания начинаются с него. Это соответствует тому, что сказал Христос: "Я есмь еще до того, как появился Авраам". "Я есмь", то есть это сама вечность, тогда как "Авраам появился", так как он время. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|