Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Они прекращают быть ими, даже если когда-то были, в тот самый момент,
когда начинают анализировать. Дзэн всегда выдвигает на передний план свой опыт
как таковой и отказывается связывать себя с какой-либо философской системой.
Даже если дзэн пускается в рассуждение, он никогда не становится на позиции
пантеистического объяснения мира, так как не следует забывать, что в дзэне нет
Единого. Если дзэн когда-либо говорит о Едином, как бы признавая его, то это
просто своего рода снисхождение до уровня общепринятого языка. Для изучающих
дзэн Единый есть Все и Все есть Единый, и в то же время Единый остается Единым
и все Всем. "Не два" может заставить логиков думать, что это "один".
Но учитель добавил бы: "И не один". "Что же это тогда?" можете вы спросить.
Здесь мы заходим в словесный тупик. Поэтому сказано, что "если ты хочешь вступить
в непосредственное общение (с реальностью), я говорю тебе: Не два". Следующее
мондо, может быть, поможет проиллюстрировать то, что я хочу отметить в связи
с отношением дзэна к так называемому пантеистическому объяснению природы. Один
монах спросил Тосу, учителя дзэна периода Тан: "В моем понимании все звуки являются
голосом Будды. Правильно ли это?" Учитель ответил: "Правильно". Затем монах
продолжал: "Не мог бы учитель оказать любезность и не издавать звук, напоминающий
брожение массы грязи?" За это учитель его ударил. Это мондо, вероятно, необходимо
объяснить простым языком. Считать каждый звук, каждый шум, каждое изречение
прямым проявлением единой реальности, то есть проявлением Бога, как я полагаю,
есть пантеизм, так как "он всему дает жизнь и дыхание, и все остальное" (Деяния,
17:25), или: "Ибо в нем мы живем, и движемся и пребываем" (Деяния, 17:28). Если
это так, то хриплый голос учителя дзэна ничем не отличается от мелодий, льющихся
из золотых уст Будды, и даже если великого учителя открыто осуждают, сравнивая
с ослом, то следует считать, что такая диффамация частично отражает высшую истину.
Следует сказать, что все формы зла воплощают в себе добро и красоту, способствуя
совершенству Реальности. Выражаясь более конкретно, зло есть добро, уродство
есть красота, ложь есть истина, несовершенство есть совершенство и наоборот.
Так поистине рассуждают те, кто считает, что все вещи наделены божественной
природой. Давайте посмотрим, как учитель дзэна подходит к этой проблеме. Удивительно
то, что Тосу сразу положил конец таким рассуждениям и интерпретациям и ударил
своего монаха. Последний, по всей вероятности, ожидал, что учитель будет поставлен
в тупик таким утверждением, которое логически вытекало из сделанного ранее.
Опытный Тосу, как и все учителя дзэна, знал, что бесполезно что-либо демонстрировать
словами в споре с таким "знатоком логики". Буквоедство ведет от одной трудности
к другой, и этому нет конца. Вероятно, самый эффективный способ заставить такого
монаха, как этот, осознать ошибочность своего концептуального понимания
ударить его и таким образом позволить ему осознать в самом себе значение утверждения
"Единый во Всем, и Все в Едином". Монаха нужно было вывести из логического сомнамбулизма.
Поэтому Тосу предпринял решительные действия и меры.
Сэте (один из великих учителей периода Сун, славившийся своим литературным дарованием; "Хэкиган-сю" основана на "Ста случаях" Сэте, которые он отобрал из анналов дзэна) дает по этому поводу следующий комментарий: Жаль, что несметное количество людей пытается заигрывать с волной. В конце концов все они погибают, поглощенные ею. Пусть же они внезапно пробудятся (выйдут из тупика) и увидят, что все реки текут в обратном направлении, пенясь и вздуваясь. Все, что нужно, это внезапно обернуться или пробудиться, что приводит к постижению истины дзэна. Это нельзя назвать ни трансцендентализмом, ни имманентной философией, ни сочетанием того и другого. Истина, по словам Тосу, заключается в следующем. Один монах спрашивает: "Что такое Будда?" Тосу отвечает: "Будда". Монах: "Что такое Дао?" Тосу: "Дао". Монах: "Что такое дзэн?" Тосу: "Дзэн". Учитель отвечает, как попугай, как эхо. Фактически нет никакого другого пути просветить разум монаха, кроме утверждения, что то, что есть, есть, и это является переживанием высшего характера. Вот другой пример, иллюстрирующий ту же идею. Один монах спросил Дзесю, который жил во время династии Тан: "Сказано, что совершенный Путь не знает трудностей, он просто питает отвращение к разграничению. Что имеется в виду под отсутствием разграничения?" Дзесю сказал: "Над небом и под небом я единственный достоин почитания". Монах ответил: "Все еще разграничение". Учитель парировал: "Эх ты, умная голова. Где же тут разграничение?" Под разграничением учитель дзэна понимает то, что мы отказываемся принять, Реальность как она есть, во всей ее естественности. Мы размышляем над ней, анализируем ее, подразделяем на понятия, рассуждаем без конца и, в конечном итоге, оказываемся в замкнутом круге логического мышления. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|