Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Он не просто говорит о нем. Затем выходит монах, который
хочет спровоцировать учителя на то, чтобы он дал словесную интерпретацию своего
опыта. Но Риндзай учитель дзэна, а не школьный учитель, а также не священник,
проповедующий Евангелие. Он встает со стула и, схватив монаха, самолично требует:
"Говори, говори". Делая это, он хочет посмотреть, как будет действовать этот
"некий истинный человек без титула" в монахе. Говорить не значит шевелить
губами, а действовать всем своим существом, всей своей личностью двигаться вперед,
активизируясь внутренне и внешне. Когда Риндзай схватил монаха, весь "внутренний
и внешний человек" Риндзая решительно утверждал себя, и того же самого он хотел
от монаха. К несчастью, последнему это не удалось, потому что его разум ограничивался
плоскостью относительного дуалистического сознания, и он, естественно, не знал,
как ответить на призыв учителя. Увидев это, Риндзай сделал окончательное заключение:
"какой чурбан". "Некий истинный человек" оказался мертвым в монахе. Риндзай
и монах, несомненно, могли бы сделать какое-нибудь умозрительное утверждение
относительно внутреннего человека, проявляющегося в органах чувств. Но все понятия
страдают опосредованностью, являясь продуктом дуализма в мышлении, а дзэн отклоняет
все формы посредничества. Проявление внутреннего человека сравнивается со вспышкой
молнии: он исчезает, как только вы его увидите _ нельзя отвлекаться; никакого
промедления, никаких отговорок он движется так быстро, что кажется, что
он вовсе не появляется. То же самое говорит Уммон: "У каждого есть Свет внутри,
но как только вы увидите его, наступает абсолютная темнота". Испытать это внутреннее
переживание единственная цель практики дзэна. Поэтому никакие словесные
дискуссии, никакая проницательная логика, никакая утонченность ума не откроют
сокровенных тайн дзэна. Утверждение Риндзая о наличии "некоего истинного человека"
в каждом из нас может показаться с первого взгляда а также с обычной
точки зрения утверждением на относительном плане сознания, но то, что
это не так, безошибочно доказывается поведением Риндзая, последовавшим за вопросом
монаха. Всякое движение в дзэне нужно понимать не так, как это угодно нашему
здравому смыслу или разуму, а, так сказать, совсем с другой стороны: сначала
мы должны углубиться в само переживание, чтобы слиться с ним и стать самим действующим
лицом, или творцом, в гуще событий, а не быть их пассивным наблюдателем. Непосредственность
Риндзая или, если можно так сказать, его личная грубость то, что он схватил
вопрошающего, настоятельно требуя "говорить" и, наконец, оскорбительное замечание
это фактически самый обходительный и наиболее эффективный метод обучения,
каким только может воспользоваться учитель дзэна по отношению к своим ученикам.
VIIЕсли этот прямой персональный метод не приводит к внутреннему пониманию, другой метод, словесный, также остается совершенно бесполезным. Это было уже хорошо показано, хотя и в другом ракурсе, в начале этой статьи. То, что словесный метод так же носит странную форму, как и "действенный", вполне соответствует характеру практики дзэна. Как уже неоднократно говорилось, дзэн не имеет специального намерения отделять себя от умственной деятельности или здравого мышления, но благодаря своему опыту он создал свои собственные уникальные методы самовыражения и обучения. Дзэн не удовлетворяется философской методологией, кроме того, не каждый из нас может быть философом, в то время как учеником дзэна может быть каждый, если он только будет работать усердно, руководствуясь своим внутренним стремлением найти истину. Следующее мондо, также взятое из Хэкиган-сю, дает нам некоторое представление о своего рода "теологии" дзэна. Можно сказать, что здесь обсуждается отношение Бога к миру. Энкан Сайан, один из учеников Басе, живший во времена династии Тан, попросил однажды своего слугу принести ему носороговый веер. Но слуга доложил, что веер разорван на куски. Тогда учитель потребовал: "Приведи того самого носорога, если веер сломан на куски". Слуга ничего не ответил. Эно, комментатор Хэкиган-сю, замечает по этому поводу следующее: Энкан, старый учитель, знал истину еще до того, как спросил, что веер был сломан и практически не годен. Спрашивая, он имел скрытую цель, он хотел, чтобы его слуга понял истину опыта дзэна. Слуга не понял смысла и ответил: "Веер порван на куски". Учитель, будучи крайне доброжелательным и пользуясь любой предоставленной ему возможностью, стал преследовать его, потребовав самого носорога. Что бы он на самом деле стал с ним делать? Он просто хотел выяснить, имел ли монах малейшее представление об истине, заключающейся в его требовании. Мондо не закончилось молчанием слуги, оно дало пищу для дальнейших комментариев современным учителям дзэна. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|