Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Когда Хякудзе Экай, один из самых выдающихся учителей дзэна времен династии
Тан, закончил однажды свою проповедь, к нему подошел старик, регулярно посещавший
его проповеди, и спросил его: "Во времена Кашьяпы и Будды, бесчисленные кальпы
назад, я жил здесь, на этой горе, и однажды один ученик спросил меня: "Распространяется
ли Закон причин и следствий (то есть закон нравственной причинности) на просветленного?"
Я ответил "нет", и в наказание за этот ответ я живу до сих пор в образе лисицы.
Не дашь ли ты правильного ответа, чтобы я смог освободиться от этого образа?
Распространяется ли закон причины и следствия на просветленного?" Учитель ответил:
"Он не игнорирует ("май" буквально "затмевать") причину и следствие".
Человек-лисица достиг просветления и освобождения. На следующий день учитель
совершил обряд погребения лисицы, оставленной стариком. Значение этого рассказа
таково: просветленный позволяет закону причинности, моральной или физической,
следовать своим путем, то есть он подчиняется ему, он не отделяет себя от него,
он не видит никакой разницы между ним и собой, он становится им, он это
Закон. Когда Хякудзе говорит, что просветленный не игнорирует причину и следствие,
он имеет в виду то, о чем я здесь сказал. Старик, наоборот, отдалил Закон от
себя, он думал, что существует внешний фактор, известный как причина и следствие
или причинность, который влияет на него в соответствии с его добродетельными
или дурными поступками. Он не сознавал того, что он сам является моральным фактором
так же, как и Закон, что Закон является неотъемлемой частью поступка, что он
сам является законодателем. Он думал, что достижение просветления означает отделение
себя от закона, устранение его, чтобы он больше его не затрагивал. По его понятию,
это и было "уходом от причины и следствия". Хякудзе был защитником теории самоотождествления,
тогда как старик был дуалистом. Короче говоря, человека можно сравнить с геометрической
точкой, в которой сходятся или пересекаются три линии: физико-естественная,
интеллектуально-нравственная и духовная. Точка, человек, может сознавать все
три линии, но не в одинаковой степени в смысле интенсивности и координации.
Дуалисты, включая всех людей в нашей обыкновенной жизни, страдая некоей однобокостью,
особо подчеркивают только физико-естественную жизнь и в то же время не могут
совершенно игнорировать предъявляемых требований духовной жизни. Они становятся
на полпути и то и дело сворачивают в ту или другую сторону. Такое колебание
является причиной постоянного раздражения и неудобства. Однако они не могут
подойти к духовной линии, потому что дуалистам суждено оставаться на той линии,
которую они сначала выбрали. Тем не менее, несмотря на это, постоянно ощущается
внутреннее побуждение, заставляющее разум превзойти самого себя. Это побуждение
означает, что разум сходит со своей собственной линии и направляется к духовной.
Это самоубийство со стороны разума, но оно от него требуется.
Перемещение должно носить решительный характер, что вполне очевидно в связи с природой этого явления. Но этот процесс перемещения, строго говоря, не подразумевает перехода из одной стадии в другую, перехода, который может быть шаг за шагом прослежен в пространстве и во времени, так как в тот самый момент, когда интеллектуально-моральная линия оставлена, человек оказывается на духовной; нет никаких градаций, никакой градуированной прогрессии; происходит скачок, внезапное перемещение, разделенная непрерывность. Интеллектуально-моральная линия не может соединиться снова с физико-естественной, потому что она отклонилась от нее, и это отклонение является ее характерной особенностью. Только духовная линия может соединяться с физико-естественной, заставляя последнюю обрести новое значение в человеческой жизни. Некоторым людям может показаться, что духовная линия может пойти даже так далеко, что отождествится с физико-естественной. То, что отличает последнюю самым ярким образом, есть ее пассивность, ее абсолютная покорность Закону причины и следствия. Когда над лесами проносится сильная буря, ломаются деревья и гибнет все живое. Сломанные деревья не жалуются, и разрушительные силы не чувствуют радости. И те и другие просто подчиняются верховному командованию Природы. В нашей духовной жизни происходит нечто аналогичное. Так называемая Божественная воля принимается нами, и мы повинуемся ей, духовный человек не выражает неудовольствия. "Да будет воля Твоя" выражает всю суть вопроса, состояния абсолютной зависимости или абсолютной пассивности, в которой мы видим, что физико-естественная линия совпадает с духовной. Однако, несмотря на все это, существует одна вещь, которая решительно отделяет духовное от естественного, то есть человека от остального творения, и мы должны добраться до этой вещи, если хотим поистине быть достойными носить имя человек. Это означает, что мы должны жить активно, полно, вживаясь в буддийскую логику самоотождествления. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|