Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Основной принцип жизни в
дзэндо это "учение в работе". Они презирают так называемое "мягкое" обучение,
которое походит на легкую пищу поправляющегося больного. Когда львица производит
на свет своих детенышей, то, как многие говорят, через три дня она бросает их
в глубокую пропасть и смотрит, сумеют ли они взобраться обратно к ней. Те, что
не выдерживают этого испытания, считаются недостойными ее рода. Нечто подобное
имеет в виду учитель дзэна, который обращается с монахами внешне весьма грубо.
У монахов нет ни хорошей одежды, ни достаточного количества пищи, которой бы
они могли насладиться, нет времени выспаться, и, кроме всего прочего, они должны
много работать и физически, и духовно. Внешняя нищета и внутренние идеалы,
при условии гармоничной и безукоризненной работы, приводят, в конечном итоге,
к выработке прекрасных характеров, способных к высоким достижением в дзэне,
а также в делах повседневной жизни. Эта уникальная система обучения, которая
до сих пор применяется в каждом дзэндо, не очень хорошо известна светскому обществу
в нашей стране. Кроме того, беспощадный бич современного коммерческого предпринимательства
не оставляет незатронутым ни одного уголка. Скоро может настать время, когда
уединенный остров дзэна окажется погребенным, как и все остальное, в пучине
волн грубого материализма. Сами монахи уже перестают понимать великие идеи древних
и современных учителей. Хотя некоторые стороны обучения в монастырях и могут
быть пересмотрены, их высоко религиозное и благоговейное чувство должно сохраниться
во имя сохранения жизни дзэна.
Теоретически философия дзэна идет за пределы всякого умозрительного понимания и не связана с законами антитезы. Но сказать так означает поставить дзэн на очень скользкую почву, идя по которой многие рискуют упасть. Падение иногда приводит к ужасным результатам. Подобно некоторым средневековым мистикам, ученики дзэна могут превратиться в распущенных людей, теряющих контроль над собой. История является свидетелем этому, а психология может легко объяснить процесс такой дегенерации. Поэтому один учитель дзэна говорит: "Пусть идеал человека поднимется выше короны Вайрочаны (высшего божества), а жизнь его пусть будет преисполнена унижения настолько, чтоб он повергнут был ниц перед младенцем". Другими словами: "Если кто-нибудь желает быть первым, он должен быть последним, а слугой всех". Поэтому жизнь в монастыре подчинена строгим правилам, каждое из которых должно безоговорочно соблюдаться в соответствии с упомянутыми выше идеалами. Униженность, нищета и внутренняя святость это те идеалы дзэна, которые спасают его от падения до уровня средневекового антиномианизма. Таким образом, мы видим, какую большую роль играет дисциплина дзэндо в учении дзэн и в его практическом применении в нашей повседневной жизни. Когда Танка остановился в Эриндзи, в столице было так холодно, что он взял одну из статуй Будды, которые там были, и развел из нее костер. Хозяин гробницы, увидев это, очень возмутился: "Как ты посмел предать огню нашего деревянного Будду?" Танка, который что-то искал в пепле, разгребая его тростью, сказал: "Я собираю в этом пепле священную шариру". (Шэ-ли это неразрушимая субстанция, обычно овальной формы, которую, как полагают, можно найти после кремации святого".) "Каким образом, сказал хозяин, ты надеешься найти шариру, предав огню деревянного Будду?" "Если я в нем не найду шариры, то позволь мне сжечь оставшихся двух Будд", ответил Танка. Позже хозяин гробницы пострадал за то, что он упрекнул Танку в богохульстве, в то время как гнев Будды никогда не обрушивался на последнего. Хотя в исторической подлинности этого случая можно сомневаться, он все же заслуживает внимания, и все учителя дзэна соглашаются, что Танка, который осквернил Будду, был очень высоко развит духовно. Когда впоследствии один монах спросил учителя о Танке, который сжег статую Будды, учитель сказал: "Когда холодно, мы греемся у огня". "Правильно он сделал или нет?" "Когда жарко, мы идем в бамбуковую рощу к ручью", было сказано в ответ. Я приведу сейчас комментарий к этому случаю, поскольку здесь затронут один из важнейших вопросов в изучении дзэна. Когда Суйби Мугаку, ученик Танки, совершил однажды жертвоприношение архатам, которые, по всей вероятности, были вырезаны из дерева, какой-то монах подошел и сказал: "Танка сжег деревянного Будду, а почему же вы совершаете жертвоприношение этим архатам?" Учитель сказал: "Даже тогда, когда его сжигали, он не мог сгореть, а что касается моих жертвоприношений, то я поступаю так, как мне вздумается". "Когда эти жертвоприношения предназначаются архатам, приходят они за ними или нет?" "Ты ешь каждый день или нет?" спросил учитель. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|