Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Коан не просто следует держать в уме, как нечто, собирающее вокруг него, подобно
магниту, все умственные энергии человека; все это должно поддерживаться и питаться
сильным подспудным потоком духовной энергии, без участия которой весь процесс
становится механическим и дзэн теряет свою творческую жизненность. Мы можем
спросить: "Почему этот механический метод также не может находиться в полном
согласии с духом дзэна? Почему нужно совершенствовать этот метод вопрошения?
Почему необходимо в течение всего упражнения коан поддерживать дух вопрошения?
Имеет ли он какую-либо связь с самим сатори, к которому должно привести это
упражнение?" Причина, по которой все учителя подчеркивали важность вопрошающего
духа, по-моему, заключается в том, что упражнение коан впервые появилось с целью
воспроизведения дзэн-сознания, естественно созревавшего в умах первых последователей
дзэна. До того как эти первые последователи дзэна начали изучать дзэн, они,
несомненно, успели великолепно ознакомиться с буддийской философией: они фактически
так хорошо ее изучили, что, в конце концов, даже разочаровались в ней, так как
поняли, что в ее учении содержится нечто более глубокое, чем то, что дает простой
анализ и рассудочное понимание. У них появилось желание увидеть то" что было
скрыто от их взора. Что такое разум, природа Будды и неосознанное, постоянно
скрывающееся за множественностью вещей и чувствующееся в нас? Они хотели постичь
это непосредственно интуитивно, как это делали Будды в прошлом. Побуждаемые
этим желанием знать, которое есть дух вопрошения, они размышляли в себе так
интенсивно, так упорно, что дверь в конце концов распахнулась перед ними и они
познали истину. То, что они таким образом постоянно стучались в дверь, было
необходимым условием, обеспечивающим успех: условие это, видимо, соблюдалось
всегда, и это приводило к созреванию их дзэн-сознания. Цель упражнения
вызвать это напряженное состояние в некотором смысле искусственно, так как учителя
не могли ждать, пока в среде их менее духовно разумных братьев самопроизвольно
и неожиданно появится гений.*
* По словам Куоку Кэйре, "в древности, вероятно, встречались некоторые люди, достигшие сатори без применения упражнения коан, но в наше время никто не может достичь сатори без упорной практики этого упражнения". Если бы аристократическая природа дзэна не была несколько изменена с той целью, чтобы даже обычных способностей люди смогли жить жизнью учителей дзэна, сам дзэн мог бы быстро исчезнуть на земле, где Бодхидхарма и его последователи приложили столько усилий для того, чтобы он смог глубоко пустить корни. Дзэн должен подвергнуться демократизации, то есть систематизации. Хонэй Нинью (ученик Еги Хоэ) прежде чем он стал последователем дзэна, глубоко изучил философию тэндай. Когда он пришел к Сэте, который был крупной фигурой в Уммонской школе дзэна, учитель сразу признал в нем будущего учителя дзэна. Желая подзадорить его, Сэте обратился к нему с иронией: "О великий профессор колледжа". Это очень уязвило Хонэя, и он решил превзойти в дзэне даже этого великого учителя. Когда он, наконец, стал учителем, он появился на кафедре и сказал: "Смотрите, я нахожусь сейчас в аду, где вытаскивают язык". Сказав это, он, как это всем показалось, стал вытаскивать рукой язык и воскликнул: "Ох, ох! Этот ад предназначен для лжецов". В другой раз, увидев, что его слуга сжигает курение перед статуей Будды, что делается перед регулярными беседами, проводимыми с учениками, он сказал: "Монахи, мой слуга уже прочел вам проповедь", и не сказав больше ни слова, он сошел с кафедры. Он говорит в одной из своих проповедей: С мешком за плечами и чашкой в руках я более двадцати лет бродяжничал по всей стране и посетил более двадцати учителей дзэна. Но в настоящее время я не достиг ничего такого, что я мог бы назвать своим. Если хотите, я вам скажу, что я ничем не лучше куска камня, лишенного разума. Те почтенные учителя дзэна, которых я посетил, также не достигли ничего такого, что могло бы принести пользу другим. С тех пор я остаюсь абсолютным невеждой, ничего не знаю и не имею разума, чтобы что-либо понять. Однако я доволен собой. Гонимый неумолимым ветром кармы, я оказался в стране Цзян-нин и был поставлен во главе этого скромного монастыря, чтобы руководить другими и общаться с миром. Таким образом, я здесь обслуживаю, как хозяин, всех паломников из разных частей страны. У нас имеется достаточно соли, приправы, овсяной каши и риса, чтобы их хорошо накормить. Занимаясь этим, я спокойно провожу время, но что касается истины буддизма, то даже и о тени ее не приходится мечтать. Если бы все учителя дзэна поддерживались такого восторженного взгляда на дзэн-буддизм, то кто бы смог когда-либо стать им заменой и непосредственно передать потомству их опыт и учение? Секиден Хокуан говорит: "Поистине очень немногие могут идти путем наших отцов. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|