Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Почему? Вооружитесь обоюдоострым мечом,
который убивает и возвращает к жизни там, где есть увиденное, услышанное и познанное.
И вы сможете должным образом пользоваться увиденным, услышанным и познанным.
Но если обоюдоострый меч, который и убивает и воскрешает, отсутствует, все увиденное,
услышанное и познанное вами будет большим препятствием, которое заставит вас
снова и снова падать на землю. Ваша слепота не позволяет вам увидеть истину:
вы будете блуждать в кромешной тьме, не зная, как достичь свободы и независимости.
Если же вы хотите стать свободным господином самого себя, то за счет отрешения
от увиденного, услышанного и познанного не позволяйте своему неугомонному обезьяньему
разуму проказничать, спокойно держите его под контролем. Твердо держите разум
в сосредоточении независимо от того, чем вы заняты сидите или лежите,
стоите или идете, молчите или говорите. Пусть ваш разум будет натянут, как струна:
не позволяйте ему расслабляться. Как только он выйдет у вас из-под контроля,
вы обнаружите, что он начнет служить увиденному, услышанному и познанному. Есть
ли какое-либо средство на этот случай? Какое средство может здесь помочь? Один
монах спросил Уммона: "Кто такой Будда?" "Сухая половая тряпка". Вот
средство. Что бы вы ни делали или сидели, или лежали, пусть ваш
разум постоянно будет сосредоточен на этой "половой тряпке". Настанет время,
когда ваш разум неожиданно остановится, подобно крысе, оказавшейся в тупике.
Затем вы погрузитесь в нечто неизвестное с криком: "А, вот оно"! Когда раздается
этот крик, вы открываете себя. В то же самое время вы обнаруживаете, что все
учения древних авторитетов, изложенные в буддийской Трипитаке, даосских писаниях
и в конфуцианской классике, являются не чем иным, как простыми комментариями
к вашему собственному неожиданному возгласу "А, вот оно!"
Дайэ неустанно доводил до сознания своих учеников важность сатори, идущего за пределы языка и рассудка, вспыхивающего в сознании человека вследствие перехода за пределы сознания. Его письма и проповеди изобилуют советами и наставлениями, направленными на эту цель. Я приведу один или два примера. То, что он так настаивал на этом пункте, свидетельствует о том, что дзэн в его дни вырождался в форму простого квиетизма, с одной стороны, и превращался в умственный анализ коана, составленного древними учителями, с другой. Изучение дзэна должно привести к сатори. Его можно сравнить с праздничной гоночной лодкой, которая обычно стоит где-нибудь в укромном месте, но предназначена для победы на гребных гонках. Так было во времена всех древних учителей, ибо мы знаем, что дзэн действительно побежден только тогда, когда мы достигаем сатори. Любым способом вы должны достичь сатори, но вы никогда не добьетесь того, что вам нужно, посредством попытки вызвать в себе спокойствие, сидя, как мертвец. Почему? Разве вы не понимаете, как сказал один патриарх, что когда вы пытаетесь достичь спокойствия подавлением деятельности, ваше спокойствие будет еще больше подвергаться волнению. Как бы искренне вы ни пытались успокоить свой взволнованный разум, результат будет совершенно противоположный тому, который вы ожидаете до тех пор, пока ваши умственные привычки останутся. Поэтому отбросьте ваши умственные привычки. Приклейте себе на лоб два иероглифа: "жизнь" и "смерть", сосредоточьте исключительно все свое внимание на следующем коане так, будто вас гнетет смертный долг. Думайте об этом коане, что бы вы ни делали, днем и ночью, забыв о времени. Один монах спросил Дзесю: "Наделена ли собака природой Будды?" Дзесю сказал: "My". Сосредоточьте свои мысли на этом "му" и посмотрите, что оно содержит. По мере продолжения вашей концентрации вы обнаружите, что этот коан совершенно лишится вкуса, то есть вы не найдете никакого умственного ключа к его содержанию. Однако иногда в ваше сердце, может быть, будет прокрадываться радость, которая вскоре сменится каким-нибудь другим чувством, например, чувством беспокойства. Не обращая внимания на эти чередующиеся эмоции, упорно продолжайте сосредоточиваться на этом коане, пока вы не почувствуете, что загнали себя в тупик, как крысу. Затем необходимо будет повернуться, но этого никогда не смогут сделать люди, обладающие слабым разумом, постоянно спотыкающиеся и медлящие. В другом месте Дзесю говорит: "Упорно продолжайте решать ваш коан каждое мгновение вашей жизни. Если возникает какая-либо мысль, не пытайтесь подавить ее сознательными усилиями, просто возобновите попытку сосредоточить ум на коане. Идете ли вы или сидите, пусть ваше внимание будет непрерывно приковано к нему. Когда вы начнете чувствовать, что он совершенно лишается вкуса, цель близка: не давайте ему ускользнуть от вас, Вдруг, совершенно неожиданно, что-то вспыхнет в вашем разуме, свет этот осветит всю Вселенную, и вы увидите духовную обитель просветленных, которая откроется вам на кончике волоса, и великое колесо дхармы вращается в пылинке". Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|