Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Однако Эно
в предисловии к этой сутре, которое сохранилось до наших дней, говорит, что
"по приходе на Запад Бодхидхарма стремился в своих проповедях раскрыть значение
этой сутры и помочь людям понять "основу вещей" и узреть "истинную природу".
Если бы это было действительно так, то Бодхидхарма, по крайней мере, должен
бы быть хоть немного знаком с этой сутрой с самого начала своей деятельности
в Китае, причем эта сутра должна была бы иметь гораздо большее отношение к дзэну,
чем Ланкаватара-сутра. В таком случае общепринятое мнение о том, что Ваджраччедика
вошла в моду только после Гунина и Эно, должно быть пересмотрено. Как бы там
ни было, Ланкаватара слишком трудна для популярного понимания и естественно,
что эта сутра была со временем вытеснена Ваджраччедикой, так как дзэн обретал
все большее и большее влияние. В связи с тем что Ваджраччедика принадлежит к
буддийской литературе класса Праджняпарамита, ее учение выглядело сравнительно
простым и очень напоминало идеи "пустоты" и "бездействия" Лао-цзы. Среднему
китайцу было нетрудно придерживаться философии шуньяты, содержащейся в этой
сутре. Все это в действительности очень сообразовывалось с некоторыми аспектами
китайского ума. (В связи с этим я хочу высказать кое-какие возражения против
мнения некоторых ученых, которые считают, что философия шуньята является основой
дзэна. Такие ученые совершенно не понимают истинной основы дзэна, которая прежде
всего представляет собой некий опыт, а не философию и догму. Дзэн никогда не
основывается на каких-либо метафизических или психологических воззрениях: последние
могут появиться, но не раньше, чем появится тот внутренний опыт, который мы
называем дзэном. Философия Праджняпарамиты не предшествует дзэну, а всегда лишь
следует за ним. Ученые, вроде тех, которые жили во времена Бодхидхармы, имеют
большую склонность отождествлять учение и жизнь, теорию и практику, описание
и факт. Когда такое отождествление имеет место, нечего ждать от дзэна разумного
и удовлетворительного объяснения. Если бы не было просветления под деревом Бодхи
вблизи Найраджаны, то никакой Нагараджуна не смог бы написать ни единой книги
по философии праджни.
Однако для последователей дзэна вся литература не имела особого значения, да в ней самой в действительности, и не было ничего такого, что открывало бы видение внутренней природы человека, так как такое видение представляет собою реализацию, которая должна быть достигнута собственными усилиями человека, которые не имеют ничего общего с простым пониманием букв. Все буддийские сутры, включая Ланкаватару, Виджрасамадхи и Ваджраччедику, не дадут искренне ищущему истину ничего особенного, поскольку его цель самое непосредственное восприятие реальных фактов. Это возможно только тогда, когда внутреннее сознание человека раскрывается само собой за счет максимального усилия души. Польза литературы заключается лишь в том, что она указывает путь, но сама по себе она не есть достижение. Описание раннего периода жизни Бодхидхармы, или времени его пребывания в Индии, в том виде, как оно дано в "Истории", не может считаться исторически достоверным, так как содержит немало вымысла, но об описании позднего периода этого, пожалуй, нельзя сказать. Оно, таким образом, дополняет "Биографии" Досэна, который был просто хорошим историком и ничего еще не знал о будущем развитии дзэна. Согласно "Истории", первой значительной личностью, с которой Бодхидхарма встретился по прибытии в Китай, был император династии Лян, самый большой покровитель буддистов в то время. Их разговор выглядел примерно так. Император У династии Лян спросил Бодхидхарму: "Со времен начала моего правления я построил так много храмов, переписал так много священных книг и оказал помощь очень многим монахам является ли это, по вашему мнению, какой-либо заслугой?" "Здесь нет никакой заслуги, Ваше Величество", сухо ответил Бодхидхарма. "Почему?" изумился император. "Все это мелочи, начал Бодхидхарма свое важное объяснение, которые приведут к тому, что человек, совершивший все это, либо попадет в рай, либо снова родится здесь на земле. В них все еще есть следы мирского. Их можно сравнить с тенью. Хотя и кажется, что они действительно существуют, на самом деле это иллюзорные признаки. Что же касается действительно похвального поступка, то он отличается чистой мудростью совершенством и таинственностью, причем его истинная природа недоступна человеческому пониманию. В связи с этим никакое мирское достижение не может считаться похвальным". Выслушав это, император У снова спросил Бодхидхарму: "Каков же основной принцип этой священной доктрины?" "Беспредельная пустота и ничего такого, что могло бы быть названо священным, Ваше Величество", ответил Бодхидхарма. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|