Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Вот они: "Во-первых,
чего я стою? Откуда это подношение? Во-вторых, принимая это подношение, я должен
размышлять о несовершенстве моей добродетели. В-третьих, следить за своим собственным
сердцем, не допускать в себе таких недостатков, как жадность и т. п.
очень существенно. В-четвертых, эта пища принимается, как хорошее лекарство
для того, чтобы поддерживать в теле здоровье. В-пятых, эта пища принимается
и для того, чтобы обеспечить духовное достижение". После этих размышлений они
продолжают думать о сущности буддизма: "Первая ложка способствует искоренению
всякого зла; вторая ложка помогает творить всякое добро; третья спасти
каждое живое существо, чтобы каждый в конце концов стал Буддой". Теперь они
могут брать свои палочки для еды, но прежде, чем они действительно приступят
к своему "роскошному" обеду, они отдают дань демонам или духам, живущим в потустороннем
мире: каждый монах, взяв около семи зерен риса из своей чашки, предлагает их
этим невидимым существам, говоря: "О вы, демоны и духи, я преподношу вам это,
и пусть этой пищи станет так много, чтобы накормить всех демонов и духов во
всех десяти частях света". Во время еды царит тишина. Не слышно звона тарелок,
не слышно ни слова, все разговоры прекращаются. К еде они относятся серьезно.
Тот, кто хочет получить еще одну порцию риса, скрещивает перед собой руки. Монах-официант,
заметив это, подходит с большой кастрюлей риса, называемой "схвати", и садится
напротив ненасытившегося. Последний берет свою чашку и, прежде чем передать
ее официанту, слегка проводит рукой снизу. Это означает, что он удаляет всякую
грязь, которая могла пристать к чашке и которая может запачкать руки официанту.
Пока чаша наполняется, обедающий продолжает сидеть, скрестив руки. Если он не
хочет, чтобы ему положили очень много, он спокойно потирает рукой о руку, что
означает: "Спасибо, достаточно". Когда заканчивается прием пищи, ничего не должно
оставаться. Монахи съедают все, что им подают, "собирая остатки пищи". Такова
их религия. После четвертой порции риса обед, как правило, заканчивается. Руководитель
ударяет в деревянные бруски, и официанты приносят горячую воду. Каждый наполняет
самую большую чашу этой водой и в ней аккуратно моет все чаши меньшего размера,
а потом вытирает куском материи, который имеется у каждого монаха. Затем пускают
по кругу деревянное ведро, в которое выливаются помои. Когда ведро для помоев
переходит из рук в руки, опять вспоминают о духах: "Вода, в которой я мыл свои
руки, на вкус божественный нектар. Я предлагаю отведать это всем бесчисленным
духам мира: пусть они все насытятся и будут удовлетворены. Аум, Макура-сай (по-китайски
мо-оюй-ло-си), Сваха". Каждый монах собирает свои обеденные принадлежности
и заворачивает их, снова говоря: "Теперь я закончил прием пищи, и мое физическое
тело получило хорошее питание: я чувствую в себе столько сил, что кажется, могу
перевернуть мир весь: я господствую над прошлым, настоящим и будущим и заставляю
причину и следствие служить благосостоянию всех. Пусть всех нас укрепит чудодейственная
сила". Теперь на столах не останется ничего, кроме тех зерен риса, которые предлагались
духам в начале еды. Снова ударяют в дощечки, монахи, выразив свою благодарность,
также организованно покидают столовую.
IVИх трудолюбие служит образцовым примером для всех. За исключением тех дней, которые отводятся для занятии дома, обычно их можно видеть с половины пятого утра летом и с половины шестого зимой на монастырских огородах, в окрестностях, где они всегда собирают подаяние, или на прилегающем к дзэндо земельном участке, который они возделывают. Монастырь как внутри, так и снаружи, содержится в образцовом порядке. У нас есть поговорка: "Здесь как в дзэн-буддийском монастыре". Это означает, что место, о котором говорят, отличается исключительной чистотой и порядком. За подаянием им иногда приходится идти несколько верст. Обычно вблизи дзэндо находятся какие-нибудь покровители, чьи дома монахи регулярно посещают и получают там рис и овощи. Их можно часто встретить на проселочной дороге с телегой, груженной тыквами или картофелем. Они работают так же усердно, как простые рабочие. Иногда ходят в лес за дровами. В сельском хозяйстве они также разбираются. Поскольку им необходимо себя таким образом обеспечивать, они сочетают профессии фермеров, рабочих и квалифицированных мастеров. Часто они сами строят свой зал для медитации под руководством архитектора. Монашеская община это самоуправляемая организация. У нее есть свои повара, администраторы, управляющие, пономари, церемониймейстеры и т. д. Во времена Хякудзе, кажется, было десять таких должностей, хотя детально о них ничего не известно, потому что написанные им "Правила" были утеряны. Хотя наставник или учитель является душой дзэндо, он не имеет непосредственного отношения к его управлению. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|