Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт
Введение в дзэн-буддизм.
Направленность дзэна внутрь подразумевает то, что он непосредственно взывает
к духу человека. Когда посредничество формы исключается, один дух общается
непосредственно с другим. Поднят палец и вся Вселенная перед вами.
Не может быть ничего более непосредственного, чем это, в этом относительном
мире относительного. Средство общения, или символ самовыражения, ограничивается
по возможности кратчайшей формой. Когда достаточно одного слова или подмигивания,
зачем тратить целую жизнь на то, чтобы писать объемистые книги и строить
грандиозные соборы?
Непосредственность это синоним простоты. Когда отброшены все вычурные
формы выражения идей, одна травинка заменяет шестнадцатифутового Будду Вайрочану,
а круг является самым лучшим символом выражения неизмеримости глубины истины,
открывшейся разуму адепта дзэна. Эта простота выражена также в жизни. Мудрецу
достаточно соломенной хижины в горах, наполовину наполненной белыми облаками.
Картофель, испеченный в пепле костра из коровьего навоза, утоляет его голод,
и в то же время он бросает презрительный взгляд на посланца императорского
двора.
Бедность и простота сочетаются в дзэне, но просто быть бедным и скромным
еще не есть дзэн. Он не проповедует бедность только во имя бедности. Бедный
и богатый это мирская мерка, так как внутренняя сторона бедности
в дзэне не имеет ничего общего с нехваткой имущества, а богатство
с избытком материальных благ.
Факты и опыт ценятся в дзэне больше, чем образы, символы и понятия,
другими словами, сущность в дзэне все, а форма ничто. Поэтому
дзэн это радикальный эмпиризм. В связи с этим пространство не есть
нечто, простирающееся объективно; время не следует считать линией, тянущейся
из прошлого через настоящее в будущее. Дзэну неведомо такое время, и поэтому
такие идеи, как вечность, бесконечность, безграничность и т. п. являются
фантазией с точки зрения дзэна, так как дзэн живет в фактах. Факты могут
рассматриваться как явление скоротечное, но скоротечность есть идея субъективно
созданная. Когда дзэн сравнивают с молнией, которая исчезает прежде, чем
вы успеваете вскрикнуть "Ой! Ой!", то не следует полагать, что простая быстрота
есть жизнь дзэна. Однако мы можем сказать, что дзэн избегает медлительности
и сложности. Когда потекла крыша, учитель вызвал своих помощников и попросил
принести что-нибудь, чтобы уберечь от дождя татами (соломенный мат). Один
без промедления принес бамбуковую корзину, в то время как другой пошел искать
кадку, которую он потом принес учителю. Говорят, учитель остался очень доволен
первым монахом, принесшим корзину. Не кто иной, как первый монах понял дух
дзэна лучше, чем монах, проявивший осмотрительность, хотя мудрость последнего
оказалась практичнее и полезнее. Этот аспект дзэна носит специальное название
"отсутствие разграничения".
То, что можно было бы назвать "вечным одиночеством", тесно связано с сущностью
дзэна. Это некое чувство абсолютного. В Ланкаватара-сутре говорится о так
называемой "истине одиночества" (вивиктадхарме). Постижение ее ведет к чувству
вечного одиночества. Это не означает, что мы все чувствуем одиночество и
тоскуем по чему-то более сильному и большему, чем мы сами. Это чувство,
присущее в большей или меньшей степени всем религиозным душам; но то, что
я здесь имею в виду, не есть этот род одиночества, а одиночество абсолютного
существа, которое испытывает человек, когда мир конкретного, движение которого
обусловлено пространством, временем и причинностью, остается позади, когда
дух парит высоко в небе, подобно облаку.
Когда все эти аспекты дзэна утверждены, мы видим определенное отношение
дзэна к жизни вообще. Когда он выражает себя в искусстве, он составляет
то, что может быть названо духом дзэн-буддийской эстетики.
Он проявляется в простоте, непосредственности, смелости, возвышенности,
отрешенности от внешнего мира, углубленности внутрь, равнодушии к форме, свободных
движениях духа и мистическом дыхании творческого гения во всем мире как
в живописи, так и в каллиграфии, садоводстве, чайной церемонии, фехтовании,
танцах и поэзии. Как я уже говорил, из всех школ махаяна-буддизма дзэн возымел
самое сильное влияние на развитие искусств, являющихся специфической чертой
японской культуры, и вышеупомянутый план, может быть, несколько поможет понять
дух этого аспекта японской культуры. Для иллюстрации позвольте мне остановиться
на японской живописи, известной под названием "сумие", и японской поэзии, называемой
"хайку", а также на инструкции, данной учителем дзэна одному великому самурайскому
мастеру фехтования. Дзэн пришел в Японию в XII столетии и за восемь веков своей
истории оказал влияние на различные аспекты японской жизни не только
на духовною жизнь самураев, но также на художественное выражение жизни образованными
и культурными слоями общества.
|