Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Дзэн пришел в Японию в самый
подходящий момент ее истории, потому что именно тогда старые школы буддизма
в Наре и Киото распались из-за своей неспособности открыть новую духовную эру.
Дзэну очень повезло, что в самом начале своей карьеры в Японии он нашел таких
способных учеников, какими были Ходзе Токиери и Токимунэ. До сих пор значение
той роли, которую сыграла семья Ходзе в культурной, политической и экономической
жизни Японии, должным образом не оценена. В этом повинен милитаризм, пытавшийся
трактовать историю в своем собственном извращенном стиле. Однако по мере того,
как японские ученые начнут изучать ее с новой точки зрения, что сейчас возможно
ввиду трагических переживаний недавних времен, они, несомненно, поймут значение
эпохи Камакуры, самыми выдающимися представителями которой были Ясутоки, Такиери
и Токимунэ. И значение дзэна как важнейшего фактора в формировании японского
характера в тот период будет также оценено. Каковы основные характерные особенности
дзэн-буддийского аскетизма, связанного с любовью японцев к природе? Он состоит
в самом глубоком уважении к ней. Под этим подразумевается, что мы можем подходить
к природе не как к объекту, который мы собираемся покорить и произвольно заставить
служить человеку, а как к другу, собрату, которому суждено, как и нам, достичь
совершенства Будды. Дзэн хочет, чтобы мы обращались с природой, как с дружески
настроенным, добросердечным существом, внутренняя сущность которого ничем не
отличается от нашей, которое всегда готово помочь нам осуществить наши законные
желания. Природа никогда не выступает в роли врага, испытывающего к нам постоянную
неприязнь; она не является силой, собирающейся уничтожить нас, если мы не пытаемся
уничтожить ее или заставить служить нам. Дзэн-буддийский аскетизм не обязательно
сводить к подавлению или искоренению желаний и инстинктов, он состоит в уважении
к природе и в отказе от применения насилия по отношению к ней, будь то наша
собственная природа или природа объективного мира.
Самоистязание нельзя назвать правильным отношением к самому себе; идея эгоистической утилизации природы в любом смысле также ничем не может быть оправдана. Поэтому дзэн-буддийский аскетизм вовсе не симпатизирует материалистическим тенденциям, так ярко выражающимся во всем мире в науке, промышленности, коммерции и многих других изобретениях человеческой мысли. Дзэн учит уважать природу, любить ее, жить ее жизнью; дзэн утверждает, что наша природа составляет одно целое с объективной природой, не в рамках математической аналогии, а в том смысле, что природа живет в нас, а мы в ней. По этой причине дзэн-буддийский аскетизм проповедует простоту, умеренность, честность, мужество и отказ от всякой попытки использовать природу в эгоистических целях. Некоторые боятся, что аскетизм способствует понижению жизненного уровня. Но, откровенно говоря, гораздо хуже потерять душу, чем лишиться всех мирских благ. Разве стоит во имя повышения или сохранения нашего "драгоценного" уровня постоянно и повсеместно заниматься подготовкой к войне? Если все это будет продолжаться, то мы, несомненно, в конце концов уничтожим друг друга не только как индивидуумы, но и как нации. Не лучше ли было бы вместо того, чтобы поднимать так называемый "жизненный уровень", повысить качество жизни? Это трюизм, но никогда еще в истории не было такой острой необходимости провозгласить этот трюизм во всеуслышание, чем в наши дни жадности, ревности и беззакония. Последователям дзэна следует непреклонно защищать аскетизм, который проповедует дзэн. 4Эстетический аспект дзэн-буддийского учения тесно связан с его аскетизмом в том смысле, что и тому и другому свойственны отсутствие эгоизма и слияние субъекта с объектом в единой абсолютной пустоте (шуньята). Это звучит странно, но будучи основой учения дзэн, эта идея постоянно повторяется в литературе по дзэну. Объяснение ее является трудной философской задачей, в решении которой человека подстерегает множество умственных ловушек. Мало того, что она требует напряженной и непрерывной работы мысли, но зачастую само мышление может привести нас к совершенно неправильному представлению об истинной сущности дзэн-буддийского опыта. Поэтому, как уже говорилось, дзэн избегает абстрактных утверждений и умозрительного рассуждения; его литература почти целиком состоит из бесконечной серии так называемых "анекдотов" или "случаев" ("иннэн" по-японски), представленных в форме "вопросов и ответов" (мондо). Для тех, кто не посвящен в тайны дзэна, эта литература представляет собой дикую, недоступную местность, поросшую колючими кустарниками. Однако учителя дзэна неумолимы, они настаивают на праве иметь свои собственные методы самовыражения; они считают, что в этом отношении они достигли очень многого, и они правы, потому что сама природа их опыта обусловливает метод его передачи или демонстрации. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|