Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Ни от чего не
можешь отделаться, ни с чем не можешь справиться,
ничего не можешь оттолкнуть — всё оскорбляет.
Люди и вещи подходят назойливо близко,
переживания поражают слишком глубоко,
воспоминание предстает гноящейся раной.
Болезненное состояние само есть своего рода
ressentiment. — Против него существует у больного
только одно великое целебное средство — я
называю его русским фатализмом, тем
безропотным фатализмом, с каким русский солдат,
когда ему слишком в тягость военный поход,
ложится наконец в снег. Ничего больше не
принимать, не допускать к себе, не воспринимать в
себя — вообще не реагировать больше... Глубокий
смысл этого фатализма, который не всегда есть
только мужество к смерти, но и сохранение жизни
при самых опасных для жизни обстоятельствах,
выражает ослабление обмена веществ, его
замедление, своего рода волю к зимней спячке. Еще
несколько шагов дальше в этой логике — и
приходишь к факиру, неделями спящему в гробу...
Так как истощался бы слишком быстро, если бы
реагировал вообще, то уже и вовсе не реагируешь —
это логика. Но ни от чего не сгорают быстрее, чем
от аффектов ressentiment. Досада, болезненная
чувствительность к оскорблениям, бессилие в
мести, желание, жажда мести, отравление во всяком
смысле — все это для истощенных есть, несомненно,
самый опасный род реагирования: быстрая трата
нервной силы, болезненное усиление вредных
выделений, например желчи в желудок, обусловлены
всем этим. Ressentiment есть нечто само по себе
запретное для больного — его зло: к
сожалению, также и его наиболее естественная
склонность. — Это понимал глубокий физиолог
Будда. Его «религия», которую можно было бы
скорее назвать гигиеной, дабы не смешивать
ее с такими достойными жалости вещами, как
христианство, ставила свое действие в
зависимость от победы над ressentiment: освободить от
него душу есть первый шаг к выздоровлению. «Не
враждою оканчивается вражда, дружбою
оканчивается вражда» — это стоит в начале учения
Будды: так говорит не мораль, так говорит
физиология. — Ressentiment, рожденный из слабости,
всего вреднее самому слабому — в
противоположном случае, когда предполагается
богатая натура, ressentiment является лишним
чувством, чувством, над которым остаться
господином есть уже доказательство богатства.
Кто знает серьезность, с какой моя философия
предприняла борьбу с мстительными последышами
чувства вплоть до учения о «свободной воле» —
моя борьба с христианством есть только частный
случай ее, — тот поймет, почему именно здесь я
выясняю свое личное поведение, свой инстинкт-уверенность
на практике. Во времена decadence я запрещал их
себе как вредные; как только жизнь становилась
вновь достаточно богатой и гордой, я запрещал их
себе как нечто, что ниже меня. Тот «русский
фатализм», о котором я говорил, проявлялся у меня
в том, что годами я упорно держался за почти
невыносимые положения, местности, жилища,
общества, раз они были даны мне случаем, — это
было лучше, чем изменять их, чем чувствовать
их изменчивыми, — чем восставать против них...
Мешать себе в этом фатализме, насильно
возбуждать себя считал я тогда смертельно
вредным: поистине, это и было всякий раз
смертельно опасно. — Принимать себя самого как
фатум, не хотеть себя «иным» — это и есть в таких
обстоятельствах само великое разумение.
7 Иное дело война. Я по-своему воинствен. Нападать принадлежит к моим инстинктам. Уметь быть врагом, быть врагом — это предполагает, быть может, сильную натуру, во всяком случае это обусловлено в каждой сильной натуре. Ей нужны сопротивления, следовательно, она ищет сопротивления: агрессивный пафос так же необходимо принадлежит к силе, как мстительные последыши чувства к слабости. Женщина, например, мстительна: это обусловлено её слабостью, как и её чувствительность к чужой беде. — Сила нападающего имеет в противнике, который ему нужен, своего рода меру, всякое возрастание проявляется в искании более сильного противника — или проблемы: ибо философ, который воинствен, вызывает и проблемы на поединок. Задача не в том, чтобы победить вообще сопротивление, но преодолеть такое сопротивление, на которое нужно затратить всю свою силу, ловкость и умение владеть оружием, — равного противника... Равенство перед врагом есть первое условие честной дуэли. Где презирают, там нельзя вести войну; где повелевают, где видят нечто ниже себя, там не должно быть войны. — Мой праксис войны выражается в четырёх положениях. | ||
|