Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Как высоко поднялся я в этом отношении
над жалкой, плоской болтовней на тему: оптимизм
contra пессимизм! — Я впервые узрел истинную
противоположность — вырождающийся инстинкт,
обращённый с подземной мстительностью против
жизни (христианство, философия Шопенгауэра, в
известном смысле уже философия Платона, весь
идеализм, как его типичные формы), и рождённая из
избытка, из преизбытка формула высшего
утверждения, утверждения без ограничений,
утверждения даже к страданию, даже к вине, даже ко
всему загадочному и странному в существовании...
Это последнее, самое радостное, самое чрезмерное
и надменное утверждение жизни есть не только
самое высокое убеждение, оно также и самое
глубокое, наиболее строго утверждённое и
подтверждённое истиной и наукой. Ничто
существующее не должно быть устранено, нет
ничего лишнего — отвергаемые христианами и
прочими нигилистами стороны существования
занимают в иерархии ценностей даже бесконечно
более высокое место, чем то, что мог бы одобрить, назвать
хорошим инстинкт decadence. Чтобы постичь это,
нужно мужество и, как его условие, избыток силы:
ибо, насколько мужество может отважиться на
движение вперёд, настолько по этой мерке силы
приближаемся и мы к истине. Познание, утверждение
реальности для сильного есть такая же
необходимость, как для слабого, под давлением
слабости, трусость и бегство от реальности —
«идеал»... Слабые не вольны познавать: decadents нуждаются
во лжи — она составляет одно из условий их
существования. — Кто не только понимает слово
«дионисическое», но понимает и себя в этом слове,
тому не нужны опровержения Платона, или
христианства, или Шопенгауэра, — он обоняет
разложение...
3 В какой мере я нашёл понятие «трагического»,
конечное познание того, что такое психология
трагедии, это выражено мною ещё в Сумерках
идолов (II 1032) [II 636]: «Подтверждение жизни даже в
самых непостижимых и суровых её проблемах; воля к
жизни, ликующая в жертве своими высшими
типами собственной неисчерпаемости, — вот что
назвал я дионисическим, вот в чём угадал я мост к
психологии трагического поэта. Не для
того, чтобы освободиться от ужаса и сострадания,
не для того, чтобы, очиститься от опасного
аффекта бурным его разряжением — так понимал это
Аристотель, — а для того, чтобы, наперекор ужасу и
состраданию, быть самому вечной радостью
становления, — той радостью, которая заключает в
себе также и радость уничтожения...» В этом
смысле я имею право понимать самого себя как
первого трагического философа — стало быть,
как самую крайнюю противоположность и антипода
всякого пессимистического философа. До меня не
существовало этого превращения дионисического
состояния в философский пафос: недоставало трагической
мудрости — тщетно искал я её признаков даже у великих
греческих философов за два века до Сократа.
Сомнение оставил во мне Гераклит, вблизи
которого я чувствую себя вообще теплее и
приятнее, чем где-нибудь в другом месте.
Подтверждение исчезновения и уничтожения,
отличительное для дионисической философии,
подтверждение противоположности и войны, становление,
при радикальном устранении самого понятия «бытие»
— в этом я должен признать при всех
обстоятельствах самое близкое мне из всего, что
до сих пор было помыслено. Учение о «вечном
возвращении», стало быть, о безусловном и
бесконечно повторяющемся круговороте всех
вещей, — это учение Заратустры могло бы
однажды уже существовать у Гераклита. Следы его
есть по крайней мере у стоиков, которые
унаследовали от Гераклита почти все свои
основные представления. — 4 Из этого сочинения говорит чудовищная надежда. В конце концов у меня нет никакого основания отказываться от надежды на дионисическое будущее музыки. Бросим взгляд на столетие вперёд, предположим случай, что моё покушение на два тысячелетия противоестественности и человеческого позора будет иметь успех. Та новая партия жизни, которая возьмёт в свои руки величайшую из всех задач, более высокое воспитание человечества, и в том числе беспощадное уничтожение всего вырождающегося и паразитического, сделает возможным на земле преизбыток жизни, из которого должно снова вырасти дионисическое состояние. Я обещаю трагический век: высшее искусство в утверждении жизни, трагедия, возродится, когда человечество, без страдания, оставит позади себя сознание о самых жестоких, но и самых необходимых войнах... Психолог мог бы еще добавить, что то, что я слышал в юные годы в вагнеровской музыке, не имеет вообще ничего общего с Вагнером; что когда я описывал дионисическую музыку, я описывал то, что я слышал, — что я инстинктивно должен был перенести и перевоплотить в тот новый дух, который я носил в себе. | ||
|