Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Без сомнения, я знал тогда толк в
тенях... В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе,
то смягчение и одухотворение, которые почти
обусловлены крайним оскудением в крови и
мускулах, создали «Утреннюю зарю». Совершенная
ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа,
отразившиеся в названном произведении,
уживались во мне не только с самой глубокой
физиологической слабостью, но и с эксцессом
чувства боли. Среди пытки трехдневных
непрерывных головных болей, сопровождавшихся
мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью
диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял
о вещах, для которых в более здоровых условиях не
нашел бы в себе достаточно утонченности и спокойствия,
не нашел бы дерзости скалолаза. Мои читатели,
должно быть, знают, до какой степени я считаю
диалектику симптомом декаданса, например, в
самом знаменитом случае: в случае Сократа. — Все
болезненные нарушения интеллекта, даже
полуобморок, следующий за лихорадкою, оставались
до сего времени совершенно чуждыми для меня
вещами, о природе которых я впервые узнал лишь
научным путем. Моя кровь бежит медленно. Никому
никогда не удавалось обнаружить у меня жар. Один
врач, долго лечивший меня как нервнобольного,
сказал наконец: «Нет! больны не Ваши нервы, я сам
лишь болен нервами». Конечно, хотя этого и нельзя
доказать, во мне есть частичное вырождение; мой
организм не поражен никакой гастрической
болезнью, но вследствие общего истощения я
страдаю крайней слабостью желудочной системы.
Болезнь глаз, доводившая меня подчас почти до
слепоты, была не причиной, а только следствием;
всякий раз, как возрастали мои жизненные силы,
возвращалось ко мне в известной степени и зрение.
— Длинный, слишком длинный ряд лет означает у
меня выздоровление — он означает, к сожалению, и
обратный кризис, упадок, периодичность
известного рода decadence. Нужно ли после этого
говорить, что я испытан в вопросах decadence? Я
прошел его во всех направлениях, взад и вперед.
Само это филигранное искусство схватывать и
понимать вообще, этот указатель nuances, эта
психология оттенков и изгибов и все, что образует
мою особенность, все это было тогда впервые
изучено и составило истинный дар того времени,
когда все во мне утончилось, само наблюдение и
все органы наблюдения. Рассматривать с точки
зрения больного более здоровые понятия и
ценности, и наоборот, с точки зрения полноты и
самоуверенности более богатой жизни
смотреть на таинственную работу инстинкта
декаданса — таково было мое длительное
упражнение, мой действительный опыт, и если в чем,
так именно в этом я стал мастером. Теперь у меня
есть опыт, опыт в том, чтобы перемещать
перспективы: главное основание, почему одному
только мне, пожалуй, стала вообще доступна
«переоценка ценностей». —
2 Если исключить, что я decadent, я еще и его противоположность. Мое доказательство, между прочим, состоит в том, что я всегда инстинктивно выбирал верные средства против болезненных состояний: тогда как decadent всегда выбирает вредные для себя средства. Как summa summarum, я был здоров; как частность, как специальный случай, я был decadent. Энергия к абсолютному одиночеству, отказ от привычных условий жизни, усилие над собою, чтобы больше не заботиться о себе, не служить себе и не позволять себе лечиться, — все это обнаруживает безусловный инстинкт-уверенность в понимании, что было тогда прежде всего необходимо. Я сам взял себя в руки, я сам сделал себя наново здоровым: условие для этого — всякий физиолог согласится с этим — быть в основе здоровым. Существо типически болезненное не может стать здоровым, и еще меньше может сделать себя здоровым; для типически здорового, напротив, болезнь может даже быть энергичным стимулом к жизни, к продлению жизни. Так фактически представляется мне теперь этот долгий период болезни: я как бы вновь открыл жизнь, включил себя в нее, я находил вкус во всех хороших и даже незначительных вещах, тогда как другие не легко могут находить в них вкус, — я сделал из моей воли к здоровью, к жизни, мою философию... Потому что — и это надо отметить — я перестал быть пессимистом в годы моей наименьшей витальности: инстинкт самовосстановления воспретил мне философию нищеты и уныния... А в чём проявляется в сущности удачность! В том, что удачный человек приятен нашим внешним чувствам, что он вырезан из дерева твёрдого, нежного и вместе с тем благоухающего. Ему нравится только то, что ему полезно; его удовольствие, его желание прекращается, когда переступается мера полезного. Он угадывает целебные средства против повреждений, он обращает в свою пользу вредные случайности; что его не губит, делает его сильнее. | ||
|