Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Все великие преступления против
культуры за четыре столетия лежат у них на
совести!.. И всегда по одной причине: из-за их
глубокой трусости перед реальностью, которая
есть также трусость перед истиной, из-за их,
ставшей у них инстинктом, неправдивости, из-за их
«идеализма»... Немцы лишили Европу жатвы, смысла
последней великой эпохи, эпохи Ренессанса, в
тот момент, когда высший порядок ценностей, когда
аристократические, жизнеутверждающие и
обеспечивающие будущее ценности достигли победы
в самой резиденции противоположных ценностей, ценностей
упадка, — и вплоть до инстинктов тех, кто там
находился! Лютер, этот роковой монах,
восстановил церковь и, что в тысячу раз хуже,
христианство в тот момент, когда оно было
побеждено... Христианство, это ставшее религией
отрицание воли к жизни... Лютер, невозможный
монах, который по причине своей «невозможности»
напал на церковь и — следовательно! —
восстановил её... У католиков было бы основание
устраивать празднества в честь Лютера, сочинять
театральные представления в честь Лютера... Лютер
— и «нравственное возрождение»! К чёрту всю
психологию! — Без сомнения, немцы-идеалисты. —
Дважды, когда с огромным мужеством и
самопреодолением был достигнут правдивый,
недвусмысленный, совершенно научный способ
мышления, немцы сумели найти окольные пути к
старому «идеалу», к примирению между истиной и
«идеалом», в сущности к формулам на право
отклонения от науки, на право лжи. Лейбниц и
Кант — это два величайших тормоза
интеллектуальной правдивости Европы! — Наконец,
когда на мосту между двумя столетиями decadence
явилась force majeure гения и воли, достаточно сильная,
чтобы создать из Европы единство, политическое и экономическое
единство, в целях управления землёй, немцы с их
«войнами за свободу» лишили Европу смысла,
чудесного смысла в существовании Наполеона, —
оттого-то всё, что пришло после, что существует
теперь, — лежит у них на совести: эта самая враждебная
культуре болезнь и безумие, какие только
возможны, — национализм, эта nevrose nationale, которой
больна Европа, это увековечение маленьких
государств Европы, маленькой политики: они
лишили самое Европу её смысла, её разума —
они завели её в тупик. — Знает ли кто-нибудь,
кроме меня, путь из этого тупика?.. Задача
достаточно великая — снова связать народы?..
3 И в конце концов, почему бы не предоставить слова моему подозрению? Немцы и в моём случае опять испробуют всё, чтобы из чудовищной судьбы родить мышь. Они до сих пор компрометировали себя во мне, я сомневаюсь, что в будущем им удастся это лучшим образом. — Ах, как хочется мне быть здесь плохим пророком!.. Моими естественными читателями и слушателями уже и теперь являются русские, скандинавы и французы, — будет ли их постоянно всё больше? — Немцы вписали в историю познания только двусмысленные имена, они всегда производили только «бессознательных» фальшивомонетчиков (Фихте, Шеллингу, Шопенгауэру, Гегелю, Шлейермахеру приличествует это имя в той же мере, что и Канту и Лейбницу; все они только шлейермахеры): они никогда не дождутся чести, чтобы первый правдивый ум в истории мысли, ум, в котором истина произносит свой суд над подделкой монет в течение четырёх тысячелетий, был отождествлён с немецким духом. «Немецкий дух» — это мой дурной воздух: я с трудом дышу в этой, ставшей инстинктом, нечистоплотности in psychologicis, которую выдаёт каждое слово, каждая мина немца. Они не прошли вовсе через семнадцатый век сурового самоиспытания, как французы, — какой-нибудь Ларошфуко, какой-нибудь Декарт во сто раз превосходят правдивостью любого немца, — у них до сих пор не было ни одного психолога. Но психология есть почти масштаб для чистоплотности или нечистоплотности расы... И если нет чистоплотности, как может быть глубина? У немца, как у женщины, не добраться до основания, он лишён его: вот и всё. Но при этом нельзя быть даже плоским. — То, что в Германии называется «глубоким», есть именно этот инстинкт нечистоплотности в отношении себя, о котором я и говорю: нет никакого желания разобраться в себе. Не могу ли я предложить слово «немецкий» как международную монету для обозначения этой психологической испорченности? — В настоящий момент, например, немецкий кайзер называет своим «христианским долгом» освобождение рабов в Африке: среди нас, других европейцев, это называлось бы просто «немецким» долгом... Создали ли немцы хоть одну книгу, в которой была бы глубина? У них нет даже понятия о том, что глубоко в книге. Я познакомился с учёными, которые считали Канта глубоким; при прусском дворе, я боюсь, считают глубоким господина фон Трейчке. А когда я при случае хвалю Стендаля, как глубокого психолога, случается, что немецкий университетский профессор просит назвать это имя по слогам. | ||
|