Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
.. Я не
хочу быть святым, скорее шутом... Может быть, я и
есмь шут... И не смотря на это или, скорее, несмотря
на это — ибо до сих пор не было ничего более
лживого, чем святые, — устами моими глаголет
истина. — Но моя истина ужасна: ибо до сих пор ложь
называлась истиной. — Переоценка всех
ценностей — это моя формула для акта
наивысшего самосознания человечества, который
стал во мне плотью и гением. Мой жребий хочет,
чтобы я был первым приличным человеком, чтобы
я сознавал себя в противоречии с ложью
тысячелетий... Я первый открыл истину через то,
что я первый ощутил — вынюхал — ложь как
ложь... Мой гений в моих ноздрях... Я противоречу,
как никогда никто не противоречил, и, несмотря на
это, я противоположность отрицающего духа. Я благостный
вестник, какого никогда не было, я знаю задачи
такой высоты, для которой до сих пор недоставало
понятий; впервые с меня опять существуют надежды.
При всём том я по необходимости человек рока. Ибо
когда истина вступит в борьбу с ложью
тысячелетий, у нас будут сотрясения, судороги
землетрясения, перемещение гор и долин, какие
никогда не снились. Понятие политики совершенно
растворится в духовной войне, все формы власти
старого общества взлетят в воздух — они покоятся
все на лжи: будут войны, каких ещё никогда не было
на земле. Только с меня начинается на земле большая
политика. —
2 Вы хотите формулы для такой судьбы, которая
становится человеком? — Она проставлена в
моём Заратустре. — и кто должен быть
творцом в добре и зле, поистине, тот должен быть
сперва разрушителем, разбивающим ценности. Я гораздо более ужасный человек, чем кто-либо из
существовавших до сих пор; это не исключает того,
что я буду самым благодетельным. Я знаю радость уничтожения
в степени, соразмерной моей силе уничтожения
— в том и другом я повинуюсь своей дионисической
натуре, которая не умеет отделять отрицания от
утверждения. Я первый имморалист: поэтому я истребитель
par excellence. — 3 Меня не спрашивали, меня должны были бы
спросить, что собственно означает в моих устах,
устах первого имморалиста, имя Заратустры:
ибо то, что составляет чудовищную единственность
этого перса в истории, является прямой
противоположностью мне. Заратустра первый
увидел в борьбе добра и зла истинное колесо в
движении вещей — перенесение морали в
метафизику, как силы, причины, цели в себе, есть его
дело. Но этот вопрос был бы в сущности уже и
ответом. Заратустра создал это роковое
заблуждение, мораль: следовательно, он должен
быть первым, кто познает его. Не только
потому, что он имеет здесь более долгий и богатый
опыт, чем всякий другой мыслитель; вся история
есть не что иное, как экспериментальное
опровержение тезиса о «нравственном
миропорядке», — гораздо важнее то, что
Заратустра правдивее всякого другого мыслителя.
Его учение, и только оно одно, считает
правдивость высшей добродетелью — это значит,
противоположностью трусости «идеалиста»,
который обращается в бегство перед реальностью;
у Заратустры больше мужества в теле, чем у всех
мыслителей вместе взятых. Говорить правду и хорошо
стрелять из лука — такова персидская
добродетель. Понимают ли меня?.. Самопреодоление
морали из правдивости, самопреодоление
моралиста в его противоположность — в меня —
это и означает в моих устах имя Заратустры. 4 В сущности в моём слове имморалист заключаются два отрицания. Я отрицаю, во-первых, тип человека, который до сих пор считался самым высоким, — добрых, доброжелательных, благодетельных; я отрицаю, во-вторых, тот род морали, который, как мораль сама по себе, достиг значения и господства, — мораль decadence, говоря осязательнее, христианскую мораль. Можно на второе отрицание смотреть как на более решительное отрицание, ибо слишком высокая оценка доброты и доброжелательства в общем есть для меня уже следствие decadence, симптом слабости, несовместимый с восходящей и утверждающей жизнью: в утверждении отрицание и уничтожение суть условия. — Я останавливаюсь прежде всего на психологии доброго человека. Чтобы оценить, чего стоит данный тип человека, надо высчитать цену, во что обходится его сохранение, — надо знать его условия существования. Условие существования добрых есть ложь: выражаясь иначе, нежелание видеть во что бы то ни стало, какова в сущности действительность; я хочу сказать, она не такова, чтобы каждую минуту вызывать доброжелательные инстинкты, ещё менее, чтобы допускать ежеминутное вмешательство близоруких добродушных рук. Смотреть | ||
|