Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
.. Все
происходит в высшей степени непроизвольно, но
как бы в потоке чувства свободы, безусловности,
силы, божественности... Непроизвольность образа,
символа есть самое замечательное; не имеешь
больше понятия о том, что образ, что
сравнение; все приходит как самое близкое, самое
правильное, самое простое выражение.
Действительно, кажется, вспоминая слова
Заратустры, будто вещи сами приходят и
предлагают себя в символы. («Сюда приходят все
вещи, ластясь к твоей речи и льстя тебе: ибо они
хотят скакать верхом на твоей спине. Верхом на
всех символах скачешь ты здесь ко всем истинам.
Здесь раскрываются тебе слова и ларчики слов
всякого бытия: здесь всякое бытие хочет стать
словом, всякое становление хочет здесь научиться
у тебя говорить — ».) Это мой опыт
инспирации; я не сомневаюсь, что надо вернуться
на тысячелетия назад, чтобы найти кого-нибудь,
кто вправе мне сказать: «это и мой опыт». —
4 Потом я лежал несколько недель больной в Генуе.
Вслед за этим последовала тоскливая весна в Риме,
куда я переехал жить, — это было нелегко. В
сущности меня сверх меры раздражало это самое
неприличное для поэта Заратустры место на земле,
которое я выбрал не добровольно; я пытался
освободиться — я хотел в Аквилу, понятие,
противоположное Риму, основанное из вражды к
Риму, как и я когда-нибудь осную место,
воспоминание об атеисте и враге церкви comme il faut,
моем ближайшем родственнике, великом императоре
Гогенштауфене, Фридрихе II. Но во всем этом был
рок: я должен был вернуться. В конце концов я
удовлетворился piazza Barberini, после того как меня
утомили заботы об антихристианской
местности. Боюсь, что однажды, во избежание по
возможности дурных запахов, я справлялся даже на
palazzo del Quirinale, нет ли там тихой комнаты для
философа. В loggia, высоко над вышеназванной piazza,
откуда виден Рим и слышно внизу журчание fontana,
была создана самая одинокая песнь, какая
когда-либо была создана, Ночная песнь; в это
время носилась вокруг меня мелодия несказанной
тоски, напев которой я снова нашел в словах:
«мертвый от бессмертия»... Летом, вернувшись
домой, к священному месту, где мне сверкнула
первая молния мысли о Заратустре, я нашел вторую
его часть. Десяти дней было достаточно; ни на
первую, ни на третью и последнюю часть я ни в коем
случае не употребил больше времени. В следующую
затем зиму, под халкионическим небом Ниццы,
которое тогда заблистало впервые в моей жизни,
нашел я третью часть Заратустры — и был готов.
Меньше года хватило на все. Много заброшенных
уголков и высот из ландшафта Ниццы освящены для
меня незабвенными мгновениями; та решающая
часть, которая носит название «О старых и новых
скрижалях», была создана при труднейшем
восхождении от станции к чудесному
мавританскому горному гнезду Эца — ловкость
мускулов была у меня всегда наибольшей, когда и
творческая сила текла в изобилии. Тело
одухотворено: оставим «душу» в покое... Меня часто
видели танцующим; я мог тогда, без понятия об
утомлении, быть пять-шесть часов в пути в горах. Я
хорошо спал, я много смеялся — у меня была
совершенная выносливость и терпение. 5 За вычетом этих десятидневных творений, годы во время и главным образом после Заратустры были несравнимым бедствием. Дорого искупается — быть бессмертным: за это умираешь не раз живьем. — Есть нечто, что называю я rancune великого: все великое, всякое творение, всякое дело, однажды содеянное, немедленно обращается против того, кто его содеял. Именно потому, что он его содеял, он слаб теперь, он не выдерживает больше своего дела, он не смотрит больше ему в лицо. Иметь за собой нечто, чего никогда не смел хотеть, нечто, в чем завязан узел в судьбе человечества, — и иметь это теперь на себе!.. Это почти придавливает... Rancune великого! — Второе, это ужасная тишина, которую слышишь вокруг себя. У одиночества семь шкур; ничто не проникает сквозь них. Приходишь к людям, приветствуешь друзей: новая пустыня, ни одного приветного взора. В лучшем случае нечто вроде возмущения. Такое возмущение, но в очень различной степени испытывал и я, и почти от каждого, кто был мне близок; кажется, ничто не оскорбляет глубже, чем если вдруг дать почувствовать дистанцию, — благородные натуры, которые не могут жить без глубокого почитания, бывают редки. — Третье — это абсурдная раздражительность кожи к маленьким уколам, своего рода беспомощность перед всем маленьким. Она кажется мне обусловленной той огромной тратой всех оборонительных сил, которая является предпосылкой всякого творческого действия, всякого действия, проистекающего из наиболее личного, наиболее интимного, наиболее сокровенного. | ||
|